» » Назад в будущее. Сетевая дилемма: приватизация или госуправление?
3-06-2012, 00:36   Раздел: Новости   » Назад в будущее. Сетевая дилемма: приватизация или госуправление? Комментариев: 0

Назад в будущее. Сетевая дилемма: приватизация или госуправление?

Назад в будущее. Сетевая дилемма: приватизация или госуправление?

Назад в будущее. Сетевая дилемма: приватизация или госуправление?Распоряжение Владимира Путина ликвидировать самостоятельность Холдинга МРСК и передать управление распредсетями ФСК для всех оказалось неожиданным. Таким образом, сворачивается реформа по разделению электросетей на магистральные и распределительные.

И.о. вице-премьера Игорь Иванович Сечин сделал заявление о возможности слияния двух сетевых компаний, а пояснять то, как именно правительство намерено реализовать свою идею, а также мотивы и перспективы этого решения он традиционно не стал, что отчасти стало причиной рекордного по отрасли падения котировок.

Правительство до 1 июля намерено передать Холдинг МРСК под управление Федеральной сетевой компании. Директивы, предписывающие проголосовать госпакетом на годовом собрании акционеров Холдинга МРСК за передачу полномочий единоличного исполнительного органа Федеральной сетевой компании, 8 мая подписаны и.о. председателя правительства Виктором Зубковым. Еще одна директива за подписью Владимира Путина от 6 мая дает рекомендацию членам совета директоров холдинга проголосовать за избрание председателем совета Георгия Бооса. Официальных комментариев от компаний редакция не получила.

В конце июня годовое собрание акционеров холдинга рассмотрит ряд формальных вопросов, после чего будет определена схема объединения – возможные варианты изучит специально созданная рабочая группа, которую возглавил замминистра Мин-энерго Андрей Шишкин.

Растиражированная СМИ формулировка «работа Холдинга МРСК признана неэффективной: управляющей компании не удалось решить ключевые проблемы распредсетевых структур, прежде всего перекрестного субсидирования и «последней мили», а также приватизации региональных подразделений», объясняет логику властей, но не более того.

То, что с государственными электросетями рано или поздно придется что-то радикально решать, было понятно всем участникам рынка. Количество проблемных и просто спорных ситуаций в этом бизнесе зашкаливало. Претензии предъявлялись к тарифам, которые оказались крайне высокими, к раздутым инвестпрограммам, к сложностям с техническим присоединением к сетям, к управлению бизнес-структурами, к отсрочке приватизации распредсетей и т.д. При этом понимание наличия проблем было и у правительства: ведомства обсуждали как необходимость пересмотра тарифов, так и, например, темпы приватизации. Рынок, наверное, не удивило бы ни одно решение правительства: уволить всех менеджеров сетевых компаний или только каждого десятого, распродать все сети частным инвесторам или только часть, снизить тарифы Федеральной сетевой компании или, наоборот, региональных МРСК и т.д.

Но так или иначе сегодня понятно, что объединение ФСК и Холдинга МРСК начато без определенной дальнейшей стратегии.

Мнения аналитиков рынка разделились. При этом и те, кто позитивно оценивает перспективы, и скептически настроенные – все выражают крайнюю осторожность в прогнозах и высказываниях. Это объясняется главным вопросом, на который сегодня нет ответа ни у кого и нигде, ни в одном кабинете ни одного ведомства: что дальше – приватизация или госуправление?

Что уже понятно: объединение сетевых структур снимает с повестки вопрос деления тарифа (ФСК и МРСК ежегодно боролись за увеличение своей доли в едином тарифе на передачу энергии).

Также эксперты рынка единодушны в мнении, что привлечение частных инвесторов в сектор – единственный путь эффективной модернизации и развития сетей низкого напряжения. Но это общее понимание ситуации тоже не дает ответа на вопрос, почему до этого дня существовавшее разделение не принесло реальных результатов, почему частные инвесторы так и не пришли в наиболее затратный распределительный комплекс.

Оптимистично оценивающие решение правительства эксперты говорят, что власти обратили пристальное внимание на сектор. Почему сегодня и почему это «пристальное внимание» повлекло за собой такое неоднозначное и, по сути своей, не подготовленное властями же решение? Механизма, как будет функционировать объединенная структура, пока нет, его предстоит выработать в течение ближайших месяцев.

Сейчас перед властями есть два направления. Первое, которое лежит на поверхности, – продолжить нынешнюю систему госуправления распредсетевым комплексом, сменив название компании и оптимизировав ее штаты. Смена названия управляющей структуры не решает ни одной ключевой проблемы сектора, хотя и может привести к сокращению управленческих затрат. Это путь в никуда, так как он не несет структурных улучшений. А второго пути, по сути и по факту, пока нет. Его тоже «предстоит выработать в течение ближайших месяцев», разрабатывая новые пути решения старых вопросов. Например, вопрос «последней мили». Скажем, в Сибири, где крупнейший потребитель, ОК «Русал», отказывается от таких договоров. При этом нельзя будет оставлять без внимания и вопрос проблемной задолженности и неплатежей, скажем, на Кавказе. Этим тоже надо будет заниматься. Кто это будет делать, ФСК или МРСК?

На этот час известно то, что в рамках рабочей группы согласован лишь график корпоративных мероприятий МРСК и ФСК. Все остальное – только «черновики рабочих схем», в которых прослеживается механизм слияния, исключающий вариант на уровне филиалов ФСК и дочерних компаний холдинга (такая конфигурация изменила бы оценку отдельно котирующихся региональных МРСК). Базой слияния станет сам холдинг.

Рабочая группа анализирует возможность внесения госпакета холдинга (57,14% обыкновенных акций, или 55,06% уставного капитала) в уставный капитал ФСК с оплатой их акциями ФСК.

Объединение на уровне операционной компании всегда удобнее. Однако, если вносить пакет сейчас, возникает ряд вопросов. В первую очередь они появляются, если будет принято решение на 100% консолидировать холдинг. Поскольку доля государства в холдинге гораздо ниже, чем в ФСК, при поглощении 100% его акций через допэмиссию госдоля размоется. Дополнительно осложнит ситуацию возможное решение миноритариев ФСК также участвовать в допэмиссии для сохранения своих долей – тогда пакет государства размоется еще сильнее. Между тем по закону госпакет ФСК не может быть ниже 75% плюс 1 акция. Сейчас он составляет 79,5%. Насколько консолидация холдинга угрожает размыванием доли ниже 75%, напрямую зависит от оценки обеих компаний в рамках сделки. Если слияние произойдет по рыночным котировкам, доля размоется ниже порога: сейчас 100% обыкновенных акций холдинга стоят столько же, сколько 35% акций ФСК.

Внесение через допэмиссию в капитал ФСК только госдоли холдинга позволяет избежать этой проблемы. Но порождает новую – необходимость выставления ФСК обязательной оферты другим акционерам холдинга.
Иван Понырев

Журнал Энергополис №5(57) май 2011


Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Сто дней после приказа
  • Переход от аналоговых измерений к цифровым: комплексный подход





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    НОВОСТИ В TELEGRAM


    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта