» » Российские учёные создали прототип квантового процессора

31-01-2015, 18:40   Раздел: Новости   » Российские учёные создали прототип квантового процессора Комментариев: 0

Российские учёные создали прототип квантового процессора

Перспективу создания квантовых вычислительных устройств открыли проведенные исследования в области киберфизики

Петербургские политехники создали квантовый вычислительный прибор - прототип квантового процессора, работающий при комнатной температуре. Об этом сообщил ТАСС завкафедрой телематики Санкт-Петербургского политехнического университета Владимир Заборовский. По его словам, это «открывает дорогу к решению одной из фундаментальных научных проблем XXI века — созданию квантового компьютера».

«Квантовые компьютеры позволят уже в недалеком будущем создать глобальную киберфизическую инфраструктуру „интернет-вещей“, объединяющей в систему информационных связей все объекты окружающей человека объективной и виртуальной реальности», — сказал он. Производительности имеющихся на сегодняшний день вычислительных устройств для этих целей не хватает.

«Возможности классической физики и электроники в сфере создания нового поколения вычислительной техники уже практически исчерпаны. Мы построили исследования на киберфизике (физике информационных процессов). И это открыло перспективу создания квантовых вычислительных устройств», — уточнил Заборовский.

В результате 20-летних изысканий группа исследователей создала одноэлектронные кремниевые приборы, способные при комнатной температуре генерировать квантовые носители арифметических и логических операций — кубиты. «Научные группы в других странах тоже работают в этом направлении, однако используемые ими приборы способны преобразовывать электрическую энергию в устойчивые кодовые структуры только при очень низких температурах (около минус 269 градусов), что не позволяет использовать такие вычислительные устройства при создании встраиваемых или мобильных приложений», — пояснил участник исследований доктор физико- математических наук, профессор университета Николай Баграев.

«На основе одноэлектронных кремниевых приборов в ходе дальнейших исследований мы планируем создать новое поколение гибридных компьютерных устройств, использующих для своего функционирования как квантовые, так и классические вычислительные процессы», — добавил Заборовский.

Исследования политехников в области разработки квантового компьютера, начатые в 90-х годах, на финальном этапе поддержаны правительством России в рамках программы повышения конкурентоспособности российских вузов 5−100−2020 грантом в размере 3 млн рублей.

• В УрФУ открылся новейший Центр обработки данных