» » Новая экономика: когнитивный диссонанс и бессмысленные триллионы

3-03-2015, 15:10   Раздел: Статьи, Энергетика   » Новая экономика: когнитивный диссонанс и бессмысленные триллионы Комментариев: 0

Новая экономика: когнитивный диссонанс и бессмысленные триллионы

Новая экономика: когнитивный диссонанс и бессмысленные триллионы

Новая экономика: когнитивный диссонанс и бессмысленные триллионыГайдаровский форум, который называют «русским Давосом», – уникальная интеллектуальная дискуссионная площадка, объединяющая теоретиков и практиков, ведущих ученых и политиков, представителей высших финансовых кругов и глобальной бизнес-элиты. В январе в Москву ежегодно съезжаются сторонники самых разных научных теорий и политических убеждений, получая возможность обсудить повестку нового года со своими оппонентами.

По словам бессменного организатора форума – ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Владимира Мау, политиков, посетивших форум, в этом году было значительно меньше, «зато количество бизнесменов осталось неизменным». Это то, что касается главного отличия VI Гайдаровского форума от предыдущих. И это то, что в первую очередь отметили и участники, и работавшие на форуме журналисты.

Мне же показалось главным, что все дискуссии об экономике и финансах форума-2015 все равно сводились к государственным триллионам. В общем-то это не странно, когда доля государства в экономике 50% и в 2015 году, по мнению большинства участников и выступавших в ходе дискуссий, нас ждет «драматический рост госсектора». А президент – предправления Сбербанка Герман Греф высказался по этому поводу лаконично и афористично: «Скоро вся наша экономика будет одно сплошное государство».

Макроэкономика с человеческим лицом

Ключевым событием первого дня Гайдаровского форума стала пленарная дискуссия, в которой принял участие председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Но еще до приезда премьер-министра в РАНХиГС на площадке форума велась полемика между министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и министром финансов Антоном Силуановым, содержательная часть которой сводится к предложению Минэкономразвития увеличить потолок бюджетного дефицита с 1 до 1,75%, а Минфин выступает против этого.

Силуанов в своей полемике с Улюкаевым выступил с крепких позиций. Дефицит бюджета по итогам года составил всего 0,5%, а Резервный фонд вопреки нулевым прогнозам увеличился на 200 млрд рублей. Критикам бюджетного правила Силуанов рассказал, что за прошлый год на размещении средств в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния Минфин заработал значительно больше, чем потратил на обслуживание госдолга. Силуанов озвучил цифру доходов от инвестирования и переоценки активов – 535 млрд рублей, тогда как на обслуживание государственного долга было затрачено всего 360 млрд. В своих прогнозах на текущий год министр финансов Силуанов предсказывает снижение цены на нефть до 80 долларов за бочонок. Вероятное снижение цены на нефть и, как следствие, снижение поступлений в казну обязывает более жестко соблюдать бюджетное правило, считает Силуанов.

Главе Минэкономразвития Улюкаеву хвастаться, кроме как снижением темпов роста экономики, нечем. Поэтому он сразу перешел к общим глобальным проблемам мировой экономики, исходя из которых закладывает темпы роста российской экономики на ближайшие три года в размере не более 2,5% в год. Правда, при этом в своем выступлении Улюкаев сумел «порадовать» промышленных потребителей услуг естественных монополий, заявив, что на следующий год продлевать заморозку тарифов не будут. По вопросу увеличения потолка бюджетного дефицита Улюкаев занял выжидательную нейтральную позицию и сказал, что обсуждать бюджетное правило можно, но менять нельзя, по крайней мере, ближайшие несколько лет.

Известный своим критическим отношением к проводимой Правительством России экономической политике Михаил Делягин высказался в адрес Улюкаева следующим образом: «Я подозреваю, что Улюкаев всеми фибрами души на стороне людей из Минфина». Глава Минэкономразвития, либеральный фундаменталист Улюкаев, как считает Делягин, оказался не в той команде. За это говорит и схожесть позиций Силуанова и Улюкаева по вопросу увеличения пенсионного возраста. Именно за необходимость рассмотрения вопроса увеличения пенсионного возраста Улюкаев и Силуанов высказали схожую позицию.

Греф, Улюкаев, Силуанов, элита из элит, капитаны экономики, сподвижники и соратники, один за другим выходят на трибуну и говорят о том, что все плохо, но главное, что хорошо не будет. Более того, так хорошо, как прежде, не будет вообще никогда. Если не поменять саму нашу экономику, не поменять структуру управления и власти и не перестать трястись над нефтяными ценами.

Из выступлений становится понятным консолидированная оценка происходящего. Если даже нефть снова вздорожает, то «хорошо» без радикальных перемен и институциональных реформ все равно не получится и без них не обойтись. Вряд ли они стали бы все это говорить так дружно и так откровенно просто и вдруг. Но после декабрьского президентского послания Федеральному собранию, от которого ждали и не дождались объявления либерализации экономики, верить ни с того ни с сего, что на самом деле готовится невиданный либеральный переворот, тоже непросто.

Краеугольный треугольник

Чего ждали от выступления Медведева на форуме? Однозначного ответа на это, пожалуй, ни у кого не было. Хотя бы потому, что практически каждая из предложенных (или скопированных) премьером мер сама по себе как минимум неплоха, но в совокупности они не дают надежды на существование какой-то либеральной программы или реальной антикризисной программы. Вот чего ждали от Медведева и министров. Да. Ответа на вопрос «что делать?». Или хотя бы «что собирается делать правительство?».

Наверное, можно сказать, что тема импортозамещения стала ключевой в выступлении премьер-министра Дмитрия Медведева. В отличие от своих подчиненных, глава правительства перечислил конкретные шаги, которые планируется сделать на пути преодоления кризиса и оздоровления экономики в сложившихся обстоятельствах. По словам Медведева, в части помощи российским производителям до конца полугодия будут приняты планы по импортозамещению в ряде отраслей – оборонке, фармацевтике, станкостроении, нефтегазовом машиностроении, сельском хозяйстве.

По словам премьера, будут применяться и такие инструменты поддержки, как специальный инвестиционный контракт, Фонд развития промышленности, проектное финансирование. Банкам, готовым расширять кредитование реального сектора, предоставят возможности докапитализации.

Малый и средний бизнес получат возможность кредитования через Агентство кредитных гарантий. В пользу отечественных производителей будет перенастроен и механизм госзакупок. Но в первую очередь, по его мнению, необходимо повысить доверие в треугольнике «люди-бизнес-государство». «Девальвация слов и обещаний хуже девальвации рубля. Мы должны учиться жить при низких ценах на энергоносители», – указал задачу премьер.

«За минувший год произошло много событий, вследствие которых мир изменился, в экономику вмешалась политика, и результатом стало тотальное недоверие, взаимные санкции, потери, которые несем не только мы, но и целый ряд других государств», – сказал российский премьер-министр.

«Санкции приходят и уходят, а репутация у государства остается», – заявил Медведев. Он также подтвердил намерение правительства не ограничивать в дальнейшем свободу предпринимательской деятельности.

«Бизнесу нужна большая, чем сейчас, свобода. Мы обязаны снять внутренние ограничения, а если бизнес-сообщество почувствует обратное, ничто не излечит экономику от бизнес-анемии», – подчеркнул Дмитрий Медведев.

Председатель правительства упомянул тему борьбы с инфляцией. «Наша цель не заливать кризис деньгами, а раскрепостить предпринимательскую инициативу, сделать юридическую защиту действительно защитой, выстроить более предсказуемую систему регулирования», – пояснил он.
В действительности речь Медведева на VI Гайдаровском форуме повторяет с вариациями содержание послания президента Федеральному собранию, если вырезать из него всю эту тему про скрепы. Магистральная тема свободы предпринимательской инициативы как главной антикризисной идеи прямо заимствована из текста послания, вместе с набором конкретных решений типа моратория на повышение налогов или снижения административного давления на бизнес.

Да, Медведев жестко заявил, что правительство не будет принимать никаких решений типа фиксации курса рубля или отказа от выплаты внешних долгов, но отказ от сползания в мракобесие не означает сам по себе движения на вершину.

Масштаб кризиса, который власть, похоже, начинает осознавать, требует соразмерных, то есть радикальных, решений. И в последнюю очередь они касаются процентных ставок или механизма капитализации банковской системы. Тут нужен бы масштаб решений настоящий, гайдаровский (раз уж форум). Но если Егор Тимурович при политической воле на то президента Ельцина демонтировал остатки плановой экономики, то сейчас нужно сносить административную систему и радикально менять правоохранительную и судебную.

В общем, понимание того, что жить по-старому уже не получится, вроде как есть, но политической воли изменить хоть что-то существенное нет. Застой и кризис – очень опасное сочетание.

Недоучет

Следующая встреча экспертов в сфере политики и экономики первого дня форума-2015 была посвящена институциональной модернизации России. Специалисты поговорили на тему медленного роста производительности труда и замедления экономического развития. Также было отмечено увеличение технологического отставания на фоне слабой интеграции страны в международные цепочки добавленной стоимости и недоучета глобальных трендов.
«Проблемы с инновационным развитием в крупных компаниях связаны с тем, что нет нормальной технологии внедрения инноваций в свою деятельность: отсутствует патентная система, рынок интеллектуальной собственности», – отметил в ходе заседания статс-секретарь-заместитель министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев.

По мнению первого заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеба Никитина, в России сегодня создана полноценная инфраструктура для инновационного развития. «У нас достаточно людей, ориентированных на инновации, внедряющих инновации, предлагающих инновации. Проблемы связаны со спросом – в большом присутствии государства на всех уровнях кооперации и производства в экономике», – подчеркнул он.

Министр Российской Федерации Михаил Абызов добавил, что инновации не помогут выйти из кризиса. «Наша задача – предпринять те шаги и решения, которые через реализацию инноваций не позволят попасть в следующий кризис. Внедрение инноваций придется реализовывать в какой-то мере через ручное управление, ручное целеполагание», – заключил эксперт.

С целеполаганием у нас в России, да, как-то не заладилось. Причем давно.

Реальный вектор для реального сектора

Тема второго дня форума – «Реальный вектор развития», и главное заседание этого дня – пленарная дискуссия «Реальный сектор экономики: путь к эффективности», модератором которой выступил председатель Государственной думы РФ Сергей Нарышкин, который сразу выделил ряд вопросов: каков путь к снижению участия государства в экономике, кто более адаптивен к развитию технологий – бизнес или государство, а также каковы перспективы проектов в аутсорсинге. Кроме этого, внимание было уделено и сложившейся кризисной ситуации в стране. По словам Сергея Нарышкина, кризис – одно из естественных состояний экономики: «Различия лишь в методах антикризисной политики, главным из которых сейчас является поддержка реального сектора». Модератор высказал такую точку зрения, что высокая роль государства в экономике России, «несомненно, является резервом ее развития». А мне тут опять вспомнился Греф.

С точки зрения президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина развитие экономики при помощи аутсорса затруднено по причине ряда методологических ошибок. «Россия не умеет быть самокритичной, зато умеет быть политкорректной. А под понятием политкорректности зачастую скрывается такое явление, как непрофессионализм. Министерство финансов говорит о сокращении расходов, но не указывает, каких конкретно. Ведь если урезать бюджетирование инновационного и технологического продвижения, то кризис может стать еще глубже», – отметил эксперт и добавил, что для поддержания стабильности и дальнейшего прогресса в экономике должны поступать рисковые инвестиции, способные реализовать себя в короткие сроки.

Тут следует пояснить, что имел в виду президент РЖД, когда говорил о сокращении расходов.

На заседании секции, которая называлась «Финансовая политика: нормализация или дестабилизация?», глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, что 76% расходов федерального бюджета – непроизводительные: оборона, безопасность и социальные обязательства. Они секвестру не подвержены, так что 10-процентное сокращение расходов, объявленное Минфином, коснется прежде всего инвестиций. Более того, финансовые власти отозвали лимиты на 2016–2017 годы и рекомендуют расторгать уже заключенные среднесрочные и долгосрочные контракты, рассказала Голикова: «Это плохой сигнал для экономики, это плохой сигнал для инвестиций, это плохой сигнал для развития». Бывшая замминистра финансов, отвечавшая в Минфине за бюджет, рекомендовала коллегам не спешить с секвестром хотя бы в течение I квартала, а определиться сначала с приоритетами и разъяснить их населению и бизнесу.

По ее мнению, «ни население, ни предпринимательское сообщество до конца не понимают, куда мы пойдем, какие сферы будут поддерживаться и какие госсубсидии будут поддержаны», – сказала Голикова. И тут с ней было бы трудно поспорить, потому что именно так все и обстоит. Никто и ничего не понимает, и все только и ждут хоть какого-то положительного сигнала для рынка.

По вопросу производства продукции гражданского назначения и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) высказался министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он указал на снижение неэффективности издержек производства и оптимизации промышленных процессов. «Сегодня происходит трансфер технологий из гражданского сектора в ОПК. Раньше было наоборот», – отметил тенденцию министр. В то же время, по словам главы Минпромторга, ОПК имеет программу долгосрочного развития, в основу которой заложены жесткие инструменты для реформирования системы менеджмента.

Комментируя предыдущие выступления и подводя итоги, Владимир Мау сделал вывод о необходимости развивать аутсорсинговые отношения в России, постепенно увеличивая число малых и средних предприятий, которые готовы предложить свои услуги на рынке. «Заказчик должен иметь возможность выбирать, а не попадать в зависимость от отсутствия предложений аутсорсинговых услуг», – заключил Владимир Мау.

Аутсортинг для государства – тема все-таки мертвая пока. Невзирая ни на какие попытки исправить дело с госзакупками, он все равно остается главной зоной риска для коррупции и информационным источником новостей о злоупотреблениях, нарушениях и превышениях должностных полномочий, откатах и прочих прелестях нашей реальной экономики.

Форум продолжал работу, но к концу второго дня стало уже понятно, что рецепта или решения стоящих перед экономикой проблем в наступившем году у почтенного собрания Гайдаровского форума нет.

– Надо понимать, – говорил на пресс-конференции в рамках форума Владимир Мау, – что для достижения основных целей форума важен не рост количественных показателей, а состав экспертного множества, объединяющего научно-образовательный класс и чиновничью группу. И крайне важно, чтобы люди эти могли поменяться местами безболезненно.

Я это понимаю, но не думаю, что это главное.

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

Поэтому важно не только объективно оценить и правильно отреагировать на изменение традиционных для нас внешних рынков, не просто справиться с экономическим и политическим давлением извне, не просто стабилизировать текущие колебания валютного курса – в целом задача более масштабная и более ответственная: речь идет о том, чтобы изменить саму модель нашего развития.

ГЕРМАН ГРЕФ ПРЕЗИДЕНТ СБЕРБАНКА

Нужен радикальный поворот в экономической политике – радикальный поворот, который приводит к сдвигу парадигмы, который ломает сложившийся стереотип и резко возрождает доверие бизнеса к власти. Без такого доверия нам дальше проводить любую политику будет невозможно.

АНТОН СИЛУАНОВ МИНИСТР ФИНАНСОВ

По 2015 году мы будем выходить в Госдуму с предложением сокращения на 10% всех расходов, за исключением оборонных.

Но на самом деле мы видим, что и этого недостаточно. Мы должны иметь гораздо больший ресурс для оптимизации, чтобы не палить резервы.



ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Кризис как шанс и новая возможность роста
  • Сочетая инновации и традиции





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    НОВОСТИ В TELEGRAM


    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта