16-06-2013, 16:23   Раздел: Энергетика   » Госрегулирование подотраслей энергетики Комментариев: 0

Госрегулирование подотраслей энергетики

 
Госрегулирование подотраслей энергетики


Известно, что в ряде стран ближнего зарубежья (и в первую очередь СНГ) сохраняется госрегулирование практически всех подотраслей энергетики. В то же время в тех странах, где стимулируются рыночные механизмы управления электрохозяйством, государство все равно определяет главные направления экономической (в том числе ценовой) и технологической политики в этой сфере.

Насколько хорошо получается у ближайших соседей России управлять важнейшей отраслью и создавать условия, при которых компаниям выгодно работать, давайте рассмотрим на конкретных примерах.

Удар по тарифно-ценовым аппетитам

В Беларуси, где пока сохраняется «огосударствление» отрасли, в 2013 году, по данным замначальника управления научно-технических программ госкомитета по науке и технологиям Ольги Алейник, планируется выполнить 227 проектов в сфере энергетики и энергоэффективности. При этом наиболее важными реализуемыми проектами текущего года должны стать проектирование и строительство АЭС (с обеспечением пуска первого блока в 2017 году), возведение в полном объеме Полоцкой и Витебской ГЭС на реке Западная Двина (в том числе для экспорта электроэнергии в Латвию, Литву и нашу Калининградскую область), а также разработка и организация производства устройств микропроцессорной дуговой защиты комплектных распределительных устройств 0,4–35 кВ на РУП «Белэлектромонтажналадка». Финансовую поддержку этим проектам оказывает государственный Белорусский инновационный фонд.

В свою очередь, финансовое и научное сопровождение повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в настоящее время (2011–2015 годы) обеспечивается в рамках реализации государственной целевой научно-технической программы «Энергетика и энергоэффективность».

Как отмечает Ольга Алейник, финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ осуществляется за счет средств госбюджета (около 40%), инновационных фондов республиканских органов государственного управления и собственных средств организаций и предприятий.

Между тем в прошлом году, в основном за счет госинвестиций, введена в эксплуатацию Гродненская ГЭС на Немане, обеспечивающая выработку 42,5 млн. кВт·ч электроэнергии в год. До 20–25% этой «продукции» планируется поставлять в соседний регион Польши и в Литву. Также введен в действие один из крупнейших в СНГ биогазовых комплексов в Могилевской области с суммарной генерирующей мощностью 4,8 МВт. Это позволяет ежедневно замещать 47 тыс. куб. м природного газа.


Что касается тарифно-ценовой политики, государство не планирует создавать такую ситуацию, при которой инвестиции и текущие расходы отрасли все в большей мере перекладываются на потребителей. Так, с начала января этого года в Беларуси увеличены (но в точечном режиме) тарифы на тепловую энергию, отпускаемую предприятиями электроэнергетики ГПО «Белэнерго» организациям, имеющим тарифы на тепловую энергию на уровне тарифов для населения.

Тем временем государство планирует в 2013–2014 годах разделить производство, транспортировку и сбыт электро- и теплоэнергии между новосоздаваемыми компаниями, но доля госучастия в них будет не ниже 50%. Согласно концепции реформирования отрасли это позволит сдерживать тарифно-ценовые аппетиты компаний и регулировать научно-технологическую политику в этой сфере.

То, что государство не намерено идти на поводу у производителей-поставщиков энергии в сфере тарифов, подтвердил в начале января этого года премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович: «Сложилась не очень хорошая ситуация, когда развитие энергетики осуществляется всей страной за счет растущих тарифов, которые нам выставляет энергоснабжающее министерство. Правительств поручило мин-энерго подготовить меры по совершенствованию тарифной политики, снижению отраслевых издержек».

Зачем кнут, когда есть пряники?

А в Грузии в электро- и теплоэнергетике преобладает государственно-частное партнерство, но при определяющей роли государства в тарифных и технологических вопросах.


Располагая крупнейшими в Закавказье гидроэнергетическими ресурсами и мощностями, Грузия тем не менее не полностью (на 80–85%) обеспечивает свой растущий спрос. А покрытие дефицита электроэнергии осуществляется, как и прежде, за счет обменных перетоков из соседних энергосистем – России (в том числе через Абхазию), Азербайджана и Армении. В то же время Грузия остается в числе крупнейших поставщиков электроэнергии в соседние страны, в том числе на российский Северный Кавказ. Причем, по оценкам грузинского минэнерго, осуществление проекта по строительству линий электропередачи 500 кВ Ингурская ГЭС – Сухуми и Сухуми–Адлер послужит дальнейшему укреплению надежности связей между российской и грузинской энергосистемами через Абхазию.

В контексте тарифного госрегулирования в конце декабря правительство Грузии договорилось с энергораспределительной компанией «Теласи», управляемой российской Интер РАО, и «Энерго-Про» о снижении тарифов на электроэнергию на 3,5 тетри (то есть примерно на треть) уже в начале этого года. С этими компаниями подписан трехмесячный меморандум. Другими словами, период в три месяца является переходным, во время которого для потребителей тех категорий, которые в среднем за месяц потребляют от 0 до 300 кВт·ч включительно (90% абонентов), предполагает снижение тарифов сроком на три месяца на упомянутые 3,5 тетри. А для абонентов «Теласи», потребляющих до 100 кВт·ч включительно, плата снижается с 13,48 до 9,94 тетри. Для тех ее абонентов, кто потребляет от 101 до 300 кВт·ч, – с 16 до 12,46 тетри.

Для абонентов «Энерго-Про», потребляющих до 100 кВт·ч, плата снизится с 12,98 до 9,44 тетри, и для тех ее абонентов, кто потребляет от 100 до 300 кВт/ч, – с 16,52 до 12,98 тетри. При этом с 2011 года в стране постепенно вводится система поощрительных (максимально сниженных) тарифов для предприятий и организаций, внедряющих энергосберегающие технологии. А компании – поставщики электро- и теплоэнергии пользуются налоговыми и таможенными льготами при внедрении и использовании ими тех же технологий и при сдерживании ими роста тарифов.

Похоже, это направление госполитики остается долгосрочным. Как заявило правительство Грузии в конце декабря прошлого года, несмотря на статус переходного периода, повышения тарифов на электроэнергию в стране в ближайшее время не будет. Тарифы не возрастут на протяжении последующих нескольких лет.

При этом в Грузии отказываются от гигантомании в строительстве ГЭС, делая акцент на реконструкции действующих, а также на создании малых и средних ГЭС. Премьер-министр Бидзина Иванишвили недавно заявил: «Я не исключаю, что нам придется отказаться от строительства гигантских ГЭС. Более реально строительство – с точки зрения обеспечения спроса, инвестиционных затрат и экологии – создание малых и средних станций, а также технологическое обновление действующих станций».

И щедрые субсидии властей

А вот в Туркменистане электроэнергетика олицетворяет собой максимальное, если не стопроцентное госучастие. Электро- и теплоэнергетический сектор вертикально интегрирован с KUVVAT – государственной энерготехнологической корпорацией, а государство, через министерство энергетики и промышленности, по-прежнему регулирует, а точнее контролирует, все виды деятельности, относящиеся к сектору электроэнергетики.

Госпрограмма развития энергетики предусматривает целенаправленное наращивание, прежде всего, генерирующих мощностей. Стоит задача увеличить к 2020 году внутреннее потребление электроэнергии до 20 млрд. кВт·ч, а ее экспорт – до 6 млрд. кВт·ч.

Замечу, что среди стран экс-СССР только граждане Туркменистана с 1992 года получают щедрые госсубсидии на электроэнергию, которые, естественно, стимулируют постоянный спрос. Ныне каждому домовладению бесплатно в месяц отпускается по 35 кВт электроэнергии на человека – против 25 в девяностых годах.

Установленная мощность всех электростанций Туркменистана ныне превышает 4151,7 МВт, в том числе 1792 МВт, или 43,2%, составляют современные газотурбинные установки (против 23% в начале нулевых). К 2020 году в Туркменистане объем производства электроэнергии составит 27,4 млрд. кВт·ч в год. А к 2030 году – до 35,5 млрд. кВт·ч. Для реализации этой цели за указанный период намечено возвести четыре газотурбинные электростанции комбинированного цикла суммарной мощностью 1496 МВт. До 85% всех инвестиционных затрат в тепло- и электроэнергетике осуществляет государство.

При этом в рамках упомянутой госпрограммы масштабная модернизация ожидает существующие паротурбинные установки: до 2020 года это будет проведено на десяти энергоблоках, что обеспечит прирост генерируемой мощности на 645 МВт. К тому же времени планируется построить около 25 тыс. км ЛЭП. К 2020–2025 годам энергосистема страны будет полностью закольцована высоковольтными линиями напряжением 500 кВ. А экспортные поставки будут увеличены вдвое – в Иран, Афганистан и Таджикистан (через Афганистан). Одновременно осуществляются перетоки электроэнергии с Узбекистаном и Казахстаном. Примерно с середины этого года намечены поставки в Армению в течение трех лет (через Иран).

Относительно тарифов: ныне их средний уровень в стране – 0,32 цента США за 1 кВт·ч (и не выше 0,44 цента/кВт·ч) – против 0,28 цента в 2007 году. Это по-прежнему минимальный тарифный уровень в экс-СССР. Минимальными в бывшем СССР остаются и экспортные цены на туркменскую электроэнергию.

Алексей Чичкин




Также смотрите: 
  • ЗАО «ЗЭТО
  • ММЭФ-2013




  • Другие статьи и новости по теме:
    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.





    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за нелелю
    Спонсоры проекта