14-12-2017, 06:40   Раздел: Новости   » "Нуреев". Как элиту всколыхнула история про "невозвращенца" Комментариев: 0

"Нуреев". Как элиту всколыхнула история про "невозвращенца"

 
"Нуреев". Как элиту всколыхнула история про "невозвращенца"


"Нуреев". Как элиту всколыхнула история про "невозвращенца"
Светская тусовка слетелась на премьеру спектакля, посвященного Рудольфу Нурееву, знаменитому артисту балета и предателю Родины, что символично – в День Героя РФ 9 декабря. Балет "Нуреев" будет идти на Исторической сцене Большого театра России. Автор либретто и сценограф спектакля, названного пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым "мировым событием", – Кирилл Серебренников – находится под следствием. Весной этого года в "Гоголь-центре" и у его худрука прошли обыски в рамках дела о хищении госсредств в основанной им некоммерческой организации "Седьмая студия". Именно поэтому на поклон артисты выходили в футболках с надписью "Свободу режиссеру" – в социальных сетях на этом особое внимание акцентировали Ксения Собчак и Алексей Кудрин.
"Нуреев". Как элиту всколыхнула история про "невозвращенца"
"В Большом долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере", — написал Кудрин в Twitter, опубликовав фото с артистами в футболках. "К сожалению, наша просьба, чтобы принял участие Серебренников в репетициях, не получила ответа", – отметил гендиректор Большого театра Владимир Урин перед премьерой, добавив, что все репетиции были "согласованы с Серебренниковым". Кстати, именно Урин выбрал героя постановки, главное действующее лицо спектакля из ряда представленных и утвердил Серебренникова. Гендиректор заявил в СМИ, что понимает, как подействует на общество постановка и как спровоцирует споры, но озвучил пожелание, чтобы обсуждения, мол, шли в рамках цивилизованной дискуссии. Общественная позиция гендиректора давно известна, он не из тех, кто идет против ветра, так в 2014 году он подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента России Владимира Путина на Украине и в Крыму, в 2016 году был доверенным лицом "Единой России" на выборах в Госдуму. Есть версия, что этот спектакль санкционировали на высшем уровне, чтобы снять с российского президента перед грядущими выборами все обвинения в гомофобии перед лицом Запада. Ведь именно тема содомии так возмутила ряд публицистов и общественников, защищающих "традиционные ценности". Песков премьеру одобрил публично, тем не менее, история постановки дает основания думать, что не обошлось без серьезных дискуссий – еще весной ее пытались "снять".
"Нуреев". Как элиту всколыхнула история про "невозвращенца"
Премьера должна была состояться еще летом, но была отменена, по неподтвержденным данным, потому, что министр культуры Владимир Мединский увидел в балете пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. Официальная версия – неготовность спектакля. Его бы откладывали и далее – то на весну 2018 года, то на какую-то другую весну, если бы не протекция главного спонсора. А главным спонсором, благодаря которому, как передают СМИ, премьера "Нуреева" состоялась уже сейчас, а не была отодвинута на неясный срок – якобы стал Роман Абрамович, вовремя поставивший "вопрос ребром".
"Нуреев". Как элиту всколыхнула история про "невозвращенца"
Рудольф Нуреев был сыном ветерана Великой Отечественной войны, отличившегося в боях, отец вступил в партию и хорошо продвигался по службе. Рудик занимался в Доме культуры у лучших преподавателей сначала в Уфе, потом семья перебралась в Москву, где мальчик из глубинки получил равную со всеми возможность поступить в Ленинградское хореографическое училище. Со сверстниками Нуреев не ладил с детства, усугубился его характер с возрастом, славой и с деньгами, которые пришли к нему на Западе. И, образно говоря, всем было известно, что Нуреев предпочитает мужские дуэты в кордебалете и не только как танцовщик.
"Нуреев". Как элиту всколыхнула история про "невозвращенца"
Все подробности этой стороны дела давно известны. Сначала Рудольф был влюблен в своего "соперника" в труппе кировского театра и, по свидетельству своего биографа, даже пытался совратить коллегу, когда они оказались соседями по парижскому номеру – советский танцовщик был обескуражен и пожаловался на приставания начальству . Возможно, с этого и началось это отчаянное "нарушение режима" пребывания в Париже, из-за которого было принято решение отослать Рудика домой. Он отчаянно сопротивлялся и даже в болезнь матери не поверил. Истеричное поведение привлекло местную полицию, это сыграло свою роль, и Нуреев остался в Париже. Став впоследствии знаменитым "политическим", он обеспечил себе ангажемент в Великобритании. В СССР его обвинили в "измене Родине", а сегодня все повторяют другую фигуру речи: "он совершил прыжок в свободу". О дурном нраве танцора говорят с улыбкой, как о причудах гения – бил об пол термосы с чаем, кидался пепельницей, выливал на головы оппонентов бутылки с водой. Рассказывают со смехом, что, мол, не жаловал евреев, да и русских. Любил роскошь, деньги, но был прижимист, в ресторане никогда за себя не платил – платить должны ему за возможность с ним ужинать. Особой страстью Нуреева были голые мужчины – изображения с ними в большом количестве украшали стены его квартиры в Париже, он скупал все картины, изображавшие объект поклонения и страсти. В спектакле тема содомии раскрыта – исполнитель главной роли и его наставник, а по совместительству любовник Эрик Брун, обнимаются в эротическом мужском дуэте. Вторая большая любовь к молоденькому мальчику на склоне лет стоила самому Нурееву поста руководителя балета уже Парижской оперы. Неудивительно, что такой глубокий "прыжок в свободу" закончился СПИДом.
"Нуреев". Как элиту всколыхнула история про "невозвращенца"
Балет "Нуреев" в Большом уже успели сравнить с фильмом Тенгиза Абуладзе "Покаяние", вышедшем в начале "перестройки". Сегодня на родине, которую предал Нуреев, он чествуется элитами, как герой, исполнивший мечту многих представителей либеральной тусовки – "свалил из этой страны". Спектакль в полной мере отобразил фривольную "свободную" западную жизнь – трансвеститы, мужской кордебалет на каблуках. Есть и знаменитая фотосессия Ричарда Аведона – тогда фотограф заснял мужчину голышом, сейчас на заднике сцены появляется реальное фото голого Нуреева, снимок государственный академический театр приобрел у правообладателя за хорошие деньги – искусство в большом долгу. Побывавший на премьере публицист и критик Дмитрий Лекух говорит, что сие произведение мало относится к области искусства, больше – к политике. Он поделился своим впечатлением о спектакле с Накануне.RU:
"Нуреев". Как элиту всколыхнула история про "невозвращенца"
— Что можно сказать – давайте сразу отделять мух от котлет, это, безусловно, событие социально-политическое, но никак не художественное. По порядку. Есть музыка Ильи Демуцкого, которая специально написана к этому балету, профессиональные и даже демократические критики, скажем так, в общем-то, признают, что слушать отдельно от постановки это никто не будет. Потому что она откровенно слабая, она не имеет самостоятельной художественной ценности и вся построена на таких постмодернистских перифразах либо из советской классики, либо из советской патриотической песни, которую он сам называет удушающей. Музыка и превратилась в такую удушающую, написанную именно под этот балет. Самостоятельной художественной ценности она не имеет. Драматургия тоже, мягко говоря, отстает – прием этот не нов, называется "кончилась жизнь, началась распродажа" – начинается спектакль с аукциона вещей покойного, на фоне этого аукционист – очень убедительный, кстати, наверное, самый убедительный актер спектакля Игорь Верник, который сам был аукционистом на разного рода аукционах старьевщиков в 1990-х – он объявляет лот, и потом этот лот танцует. Что можно сказать? Если говорить с художественной точки зрения, то это бы вряд ли вытянул даже профессиональный режиссер, – у Серебренникова, к сожалению, нет профессионального образования, ни музыкального, ни драматического, ни режиссерского. Получился такой балетный капустник уровня театрального кружка Дворца пионеров – аляповатый и, в общем-то, достаточно пошлый. В целом ощущение шизофреническое, жуткое. Закрываешь глаза, слушаешь музыку, кажется, что ты попал в дурной гей-клуб, где такая фоновая мелодия, открываешь – нет, я в Большом, блин. Это не художественное творчество, это акционизм, он имеет ту же направленность и ту же художественную ценность, как мошонка художника Павленского, прибитая к брусчатке Красной площади. К искусству постановка не имеет никакого отношения, никакой художественной ценности не представляет. Почему это не могло удаться вообще? Тут надо сказать пару слов о "виновнике торжества" – самом танцовщике Нурееве, который был гениальный, талантливый артист, и самый большой конфликт в его жизни – это конфликт двух его ипостасей: трудоголика, танцовщика и абсолютного ублюдка, что называется, "по жизни" – "дикого зверя светских гостиных", как называли его на Западе. Это колоссальный и трагический конфликт, который можно было бы удачно обыграть художественными средствами, но для этого нужно было бы иметь талант, близкий к Нурееву. Что касается идеологического имиджа Нуреева как "невозвращенца", это не совсем была идеологическая акция. Просто в 1961 году он "невозвращенцем" стал отнюдь не по политическим причинам, он учинил абсолютно адский дебош в Париже, из-за чего был снят с продолжения гастролей кировского театра. Он просто смекнул, что его ждет дома, как обласканного сына партработника – какой это будет разгон – и понял, что на расправу ему возвращаться не хочется, поэтому и "прыгнул в свободу". Поэтому ему во Франции – такая маленькая деталь – так и не дали политического убежища, так что ни о какой политике речи не шло. Тем не менее, можно было показать внутренний личностный конфликт, трагедию художника, но чтобы показать все это, нужно самому быть гением, а тут ребята без претензий. Получилась перекличка со знаменитым творением другого мастера уголовного жанра министра Улюкаева. Помните его стихотворение: "Езжай мой сын, езжай отсель", – вот это единственный посыл данного драматического произведения. Широкий резонанс постановка получила только благодаря аресту Серебренникова – тут и граффити в его поддержку, и актеры в футболках с портретом, что в Большом театре смотрелось достаточно смешно. Я понимаю, когда футболисты с портретами тренера выходят – но это немного другого уровня действо. В целом постановка – больше социально-политическое явление, которое рассматривать можно только в этом контексте.

Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Украина попала еще в один антирейтинг вмести с Сомали
  • Три подвига воеводы Хабара





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта