23-04-2018, 09:40   Раздел: Новости   » Молодёжь в информационном тумане Комментариев: 0

Молодёжь в информационном тумане

 
Молодёжь в информационном тумане


Молодёжь в информационном тумане

Современное общество — это общество высоких технологий. Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Интернет-магазины дают возможность совершать покупки, не выходя из дома, онлайн-трансляции позволяют просматривать телепередачи, новостные программы и т. п. Обмен информацией, поиск работы, общение между людьми, отдых переходят сегодня в мир виртуальный. Личность, как и всё специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой внешней и предметной, путём усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.

Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно — это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании: этот процесс происходит только в реальной жизни, всегда эмоционально насыщенный, часто субъективно творческий.

Согласно А. Н. Леонтьеву, в русле теории деятельности личность «рождается» дважды:



Первое её «рождение» — в возрасте дошкольном, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями — возникает возможность действовать, вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным;



Второе её «рождение» — в возрасте подростковом и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

Чтобы рассмотреть вопрос влияния социальных сетей на формирование личности молодого человека, обратимся к содержанию риторики основных групп в наиболее популярных из их числа. Социальные сети имеют огромное влияние на жизнь молодёжи, а, следовательно, и на формирование личности. Молодые люди проводят много времени в интернете, в частности, в социальных сетях, заменяя реальную жизнь виртуальной.

Рассмотрим влияние социальных сетей на личность молодых людей с психологической точки зрения, так как психологическое здоровье — неотъемлемая часть человека как личности, ибо личность есть целостность в психическом, физиологическом и моральном здоровье. Любое негативное отклонение в психике понесёт за собой ряд последствий, самое страшное из которых — психиатрическая лечебница («синдром Снежаны»). Известен случай проявления психосоматических расстройств на почве зависимости от общения в социальных сетях — в Белграде пользователь Снежана Павлович (Snezhana Pavlović) попала в психиатрическую клинику после того, как её заметка в социальной сети Facebook не вызвала интереса среди её друзей. Врачи клиники назвали этот случай «синдром Снежаны», объясняя поведение пациентки как обычный стресс от неудовлетворённости социальной потребности индивидуума в современном мире.

Социальные сети несут множество опасностей, о которых может не догадываться пользователь. Многие люди не понимают, что информация, размещённая ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, не обязательно с благими намерениями. Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, родственники, сборщики долгов, преступники и так далее. (Судебные приставы иногда используют социальные сети, чтобы найти неплательщиков или получить сведения об их имуществе). Основная функция социальных сетей — обеспечивать поддержание связи между людьми, даже когда они находятся далеко друг от друга. Термин «зависимость от социальных сетей» психологи выделили недавно. До этого выделялся термин «зависимость от интернета». Социальные сети набирают всё большую популярность. Чаще всего ими пользуются подростки и молодые люди до 30 лет. Во время соцопроса был проведён эксперимент, и фокусной группе молодёжи были заданы вопросы. Все опрошенные на вопрос «Есть ли вы в социальной сети?» ответили положительно, каждый зарегистрирован «ВКонтакте» — 100 %, а также встречаются «Мой мир» — 50 %, «Одноклассники» — 20 %, Facebooк и Instagram по 10 % от числа всех опрошенных. Далее вопросы исходили из темы статьи, наиболее интересные результаты: «Сколько раз в неделю вы заходите на свою страницу в социальных сетях?» — 95 % отвечают, что каждый день посещают страничку, 5 % — два–три раза в неделю. При этом в день по два–три часа проводят 32 %, четыре–шесть часов или весь день без учёта сна — по 20 % опрошенных, час или два часа в день — 18 %. Время проведения в социальной сети чаще всего приходится на день и вечер.

Мир стремительно меняется, и это нельзя игнорировать. Когда-то людей пугали книги, которыми молодёжь чересчур увлекалась. Потом фильмы. Потом компьютеры. Потом игры. Сейчас — социальные сети. Несмотря на положительную роль сети интернет, которая делает общество более открытым, свободным, одновременно глобальная сеть сегодня является одним из источников распространения деструктивных идей, идеологий, средством связи экстремистских и террористических организаций и групп.

Существуют два способа «совершения экстремистских преступлений с использованием компьютерных сетей, которые включают в себя две основные группы:



Изготовление и распространение (манипулирование) посредством телекоммуникационных сетей, и в первую очередь глобальной сети интернет, информационной продукции, запрещённой законодательством и противоречащей интересам национальной безопасности государства в целях оказания информационно-психологического воздействия на массовые аудитории граждан;



Использование компьютерной техники и информационных технологий в целях организации и последующего руководства деятельностью экстремистских групп и сообществ, а также создания условий для совершения преступлений экстремистской направленности».

Опасность коммуникационных технологий заключается в том, что, выдавая это за «обмен мнениями», экстремисты ведут пропагандистскую деятельность, занимаются вербовкой, тем самым увеличивают количество сторонников своей идеологии, при этом способствуя установлению контактов с группами экстремистского характера по всему миру. Виртуальные социальные сети как средство коммуникации оказывают большое воздействие на формирование межнациональных отношений.

Однако в современном мире межнациональная тематика в виртуальных социальных сетях зачастую подается в резко негативном контексте, вплоть до националистической и экстремистской направленности. Наиболее ярким примером в этом плане является социальная сеть «ВКонтакте», где в большом количестве зарегистрированы социальные сообщества националистического характера. Именно они ведут открытую пропаганду националистической экстремистской идеологии, призывают к националистической экстремистской деятельности.

С национальным экстремизмом тесно переплетается религиозный, пропагандирующий религиозный фундаментализм (ваххабизм).

Опасность подобных групп в интернет-пространстве в том, что, прикрываясь пропагандой морально-этических, нравственных ценностей, которым должна следовать молодёжь, эти сайты занимаются формированием сторонников группы, привлечением симпатизирующих в свои ряды.

Экстремизм в современной ситуации в основном носит закрытый, завуалированный характер. В скрытую форму своего существования вынуждают уходить порой всё более ужесточающиеся законы в отношении экстремизма и прежде всего политической его формы проявления. Однако за этим ещё не следует, что экстремистские сообщества прекратили свою деятельность. Они всего лишь адаптируются к изменяющимся условиям политико-правового пространства. Более того, по мере ужесточения законов, направленных на борьбу с экстремизмом, они используют более изощрённые формы и методы работы, продолжая оказывать воздействие на пользователей социальных сетей. Основная форма распространения подобной информации осуществляется через тексты: статьи, печатные издания, стихи, песни, сюда можно отнести и комментарии интернет-пользователей. В последнее время интернет-пространство всё больше занимают видеоролики, видеофильмы экстремистского содержания. Для обнаружения наличия/отсутствия в этих материалах признаков экстремизма используется совокупность научных методов.

С развитием информационно-коммуникативных технологий и повсеместного распространения интернета экстремизм из локального характера перерос в глобальный. Благодаря этому экстремизм параллельно существует как в реальном мире, так и в виртуальном, приобретая конкретные очертания и проявления в реальности. Возможности социальной сети позволяют размещать материалы разного жанра, а также быстро распространять их методом «снежного кома» или же «цепной реакции, «через репост», тем самым достигая желаемого результата за очень короткое время на относительно большой аудитории.

Террористы уделяют большое внимание новым медиаплатформам, они быстро учатся. К примеру, «Аль-Каида» и другие группы постоянно используют интернет и новые медиа для распространения своих сообщений, особенно в молодёжной аудитории. По мнению специалистов, пока экстремистам удаётся гораздо эффективнее использовать новые технологии, чем это делают контртеррористические организации. Как правило, сайты РЭО и МТО содержат информацию об истории организации и её действиях, детальном обзоре её социальных и политических истоков, отчёт о наиболее заметных делах, биографии лидеров, основателей и «героев», сведения о политических и идеологических целях, жёсткую критику врагов и оппонентов, текущие новости. Большинство сайтов имеют версии на нескольких языках. За последние 5 лет экстремистские организации начали активно использовать для вербовки новых членов социальные сети «Фейсбук», «Одноклассники», «Мой мир», «ВКонтакте», «Твиттер» и видеохостинги «Ютьюб», «Мир видео» и т. д. Вербовка в основном идёт в группы МТО, воюющие в Сирии, Ираке, Афганистане. Кроме того, члены террористических и экстремистских организаций чаще стали использовать программы «Палринго», «Вайбер», «Вотсапп», «Зелло», «Скайп» для общения, связи, координации своих действий, а также в целях осуществления вербовки.

Реальную  опасность представляет распространение  информации в сети интернет по социально-депрессивной и суицидальной тематике. Пандемия интернет-квеста «Синего кита», жертвами чего кстали десятки  психически неуравновешенных, склонных к суициду детей. И этот случай стал самым ярким проявлением того, как на первый взгляд безобидные интернет-игры  повлекли за собой реальные жертвы, активно манипулируя, вовлекая и угрожая молодым людям на основе информации, полученной от самих же пользователей игры, из их открытых профилей.

«Синий кит», «Тихий дом», «Море китов» — онлайн-игры, доводящие подростков до суицида. Игра начинается, когда ребёнок добровольно вступает в некое интернет-сообщество. Кураторы предлагают ему выполнять задания (например, сделать порезы на своём теле) и предоставить доказательства в виде фото- или видео. И хотя отказ от выполнения действий на начальных этапах игры грозит только исключением из неё, то к её концу кураторы уже не дают бросить игру, угрожая самому ребёнку и членам его семьи. Длительность прохождения игры в среднем 50 дней, а конечный результат — самоубийство. Участвующий в такой игре подросток тщательно скрывает действия от окружающих, поэтому родители не всегда успевают заметить, что с их ребёнком что-то не так.

Важно понимать, что современные подростки отличаются от предыдущих поколений — они с рождения окружены информационными технологиями и функционируют как в реальном мире, так в киберпространстве. При этом очень часто их жизнь в интернете является более насыщенной, успешной и яркой, чем в реальности.

Тут больше друзей, есть возможность в любое время пообщаться с другими, выложить фотографии, которые покажут, что его жизнь — яркая, красивая и обеспеченная. Если ребёнок является аутсайдером в реальной жизни, то в социальных сетях он легко может создать для себя новую успешную жизнь.

Современные тинейджеры часто не умеют выстраивать отношения в реальном мире. Их связь поддерживается онлайн, а чувства упрощаются до смайликов. При таком общении мимика не задействуется. Взрослые же не могут понять ребёнка из-за того, что его лицо просто не отражает эмоции. Неумение взаимодействовать напрямую переводит сферу общения подростка в режим онлайн (ему так проще, привычнее и понятнее).

Безусловно, социальные сети — положительное изобретение человечества. Но необходимы разумные границы, в частности в вопросах оценки влияния виртуальных сообществ на становление личности подростков. И поэтому виртуальная жизнь превысила своё предназначение (удобство, дополнение к реальности) и стала второй жизнью, иногда основной. Если иметь чувство меры и правильно расставленные приоритеты, то социальные сети будут для молодёжи удобны и безопасны.



Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Людям сложно менять свои убеждения, даже узнав, что они неправильные
  • Ученые показали методику "разгона" солнечных батарей





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта