1-06-2018, 03:40   Раздел: Новости   » Детство, которое мы потеряли Комментариев: 0

Детство, которое мы потеряли

 
Детство, которое мы потеряли


Детство, которое мы потеряли

Как известно, накопление современного «демократического» западного капитала происходило в условиях жёсткой эксплуатации не только взрослых, но и детей, юношей и девушек. Тяжелейшие условия труда привели к нарастанию недовольства и усилению борьбы рабочих за свои права, в частности, за 8-часовой рабочий день, постоянную и достойную выплату заработной платы, отпуска, страхование и иные социальные блага, которые сейчас для большинства граждан выглядят естественными и неотъемлемыми.

Для понимания всех тягот имевшей место эксплуатации человека человеком обратимся к историческим документам, таким как материалы судов и отчёты фабричных инспекторов XIX века (Англия).

Фабричный закон Англии 1850 года устанавливал средний недельный день в 10 часов, а именно в течение первых 5 дней недели по 12 часов, с 6 часов утра до 6 часов вечера, причём из этого промежутка времени ½ часа полагалось по закону на завтрак и 1 час на обед (оставалось 10 ½ рабочих часов), и в субботу 8 часов, от 6 часов утра до 2 часов пополудни, причем ½ часа полагалось на завтрак. В целом 60 рабочих часов в неделю («Капитал» К. Маркс, глава № 8 «Рабочий день», параграф № 2 «Ненасытная жажда прибавочного труда. Фабрикант и боярин»).

Детство, которое мы потеряли

Согласно Хлопковому закону (для текстильных фабрик), детям до 9 лет не разрешалось работать, дети и подростки от 9 до 16 лет могли работать 16 часов в день и до 60 часов в неделю как днём, так и ночью. В 1901 г. детский возрастной ценз был увеличен с 9 до 12 лет.

Детство, которое мы потеряли

Для контроля соблюдения закона были созданы специальные фабричные инспекторы при министерстве внутренних дел, отчёты которых должны были публиковаться каждое полугодие.

В отчётах инспекторов приводились сведения о том, что законы, как правило, не соблюдаются, фабриканты начинали рабочий день на четверть часа раньше и заканчивали на четверть часа позже, отнимая при этом по 5–10 минут от завтрака и обеда — весь недельный «выигрыш» составлял «плюс» 340 минут.

Примечательный факт имеется в материалах суда от июля 1836 года. Так, инспекторы сообщили судье в Йоркшире о том, что собственниками восьми больших фабрик близ Батли (Batley) нарушается фабричный закон. Собственники обвинялись в том, что заставляли работать пять мальчиков в возрасте 12–15 лет с 6 утра пятницы до 4 часов пополудни следующей субботы, не давая им ни малейшего отдыха, времени на еду и одного часа сна в половине ночи. Дети вынуждены были заниматься 30-часовой работой в дыре (shoddy hole), где раздёргивали шерстяные тряпки, а воздух был постоянно насыщен пылью и очёсками. Обвиняемые (собственники фабрик) пояснили, что по их великому милосердию они могли бы разрешить детям спать в течение 4 часов, но эти упрямцы ни за что не хотели ложиться в постель!!! По итогу рассмотрения дела собственники были оштрафованы только на 20 фунтов стерлингов («Капитал» К. Маркс, глава № 8 «Рабочий день», параграф № 2 «Ненасытная жажда прибавочного труда. Фабрикант и боярин»).

Детство, которое мы потеряли

Гончарное производство Стаффордшира в середине XIX века послужило предметом трёх парламентских исследований (1841, 1860 и 1863 гг.).

В частности, в исследовании приводились свидетельства детей. Так, Вильгельм Вуд, десяти лет, начал работать, когда ему было 7 лет и 10 месяцев. Он приходил ежедневно к 6 утра и заканчивал около 9 часов вечера, и так на протяжении последних 7–8 недель, т. е. 15 часов труда для семилетнего ребёнка!!!  

Другое свидетельство — Дж. Муррей, двенадцатилетний мальчик: «…Я прихожу в 6 часов утра, иногда в 4 часа утра, работал всю последнюю ночь до 8 часов утра. Я не ложился всю ночь. Со мной работало 8 или 9 других мальчиков всю ночь. Я получаю 3 шиллинга и 6 пенсов в неделю… Мне ничего не прибавляют, иногда я работаю всю ночь без перерыва (относил формы гончарные и крутил колесо)…» Многие дети, занятые в гончарном производстве, не доживали и до 20 лет.

Мануфактура зажигательных спичек ведёт своё начало с 1833 года, со времени изобретения способа прикрепления фосфора к спичке. С 1845 года она стала быстро развиваться в Англии и из густонаселённых частей Лондона распространилось на Манчестер, Бирмингем, Бристоль, Норвич, Ньюкасл, Глазго. Половина рабочих таких мануфактур — дети моложе 13 лет и подростки моложе 18 лет. «Это производство настолько известно своим вредным влиянием на здоровье рабочих и отвратительными условиями, что только самая несчастная часть рабочего класса, полуголодные вдовы и т. д., поставляла для неё своих детей, «оборванных, чуть не умирающих с голоду, безответных, лишённых всякого воспитания детей….».

Из свидетельств инспекторов: «…На мануфактуре 270 человек не достигло 18 лет, 50 были моложе 10 лет, 10 были моложе 8 лет и 5 детей всего 6 лет от роду...» Рабочий день длился 12–14 и 15 часов, плюс ночной труд, отсутствие определённого времени для еды, притом что есть детям приходилось в мастерских, отравленных фосфором.

Для детей вводились запретительные правила внутреннего распорядка, например, запрещалось смотреть в окно на рабочем месте (для чего на окнах висели решётки или заглушки), играть в перерывах на еду.

Некоторые дети пытались бежать с фабрики. Чтобы предупредить бегства, заподозренных в этом намерении детей заковывали в кандалы, они работали и спали в цепях. Многие умирали, их хоронили по ночам в глухом, удалённом месте. Некоторые совершали самоубийство для избавления от мучений.

По положению детей можно судить о положении взрослых рабочих того времени, особенно девушек и женщин. Работа по 12–15 часов в тяжелейших условиях (грязь, пыль, отсутствие гигиены), 6-дневная рабочая неделя, отсутствие жилищ, большие штрафы, низкая зарплата и безработица.

В Англии и Германии рабочих делили на full timer и half timer (vollzeitler и halbzeitler соответственно), или рабочих, занятых полное время, и детей до 13-летнего возраста. Рабочий воспринимался как персонифицированное рабочее время. Атомы времени есть суть элементов прибыли. 

Первоначально внимание на проблему детского труда в Британии обратил знаменитый реформатор Роберт Оуэн. В 1816 г. он первым выступил с докладом о детском труде в парламенте Великобритании.

Но ключевым исследованием по вопросу эксплуатации рабочего класса, несомненно, является книга «Капитал».

Справка: «Капитал»

Первый том «Капитала» — «Процесс производства капитала» — впервые был опубликован в 1867 году тиражом 1000 экземпляров. Он является расширенным продолжением опубликованной в 1859 году работы «К критике политической экономии». Уже после смерти К. Маркса Фридрих Энгельс скомпоновал из готовых фрагментов и черновиков два следующих тома: «Процесс обращения капитала» (1885) и «Процесс капиталистического производства, взятый в целом» (1894). Смерть помешала ему подготовить к печати рукопись заключительного (четвёртого) тома («Теория прибавочной стоимости») из второго чернового варианта «Капитала». Этот том был впервые опубликован в 1905–1910 годах Карлом Каутским.

Книга «Капитал» на русском языке вышла в свет в апреле 1872 года тиражом 3000 экземпляров. В 2013 году рукопись «Капитала» включена в реестр «Память мира» (проект ЮНЕСКО) с формулировкой: «Манифест коммунистической партии» и «Капитал» являются двумя из наиболее важных публикаций XIX века, они весьма влиятельны и по сей день.

Ужесточение условий труда и усиление эксплуатации трудящихся неминуемо сформировали условия для роста внутреннего сопротивления населения и высокой популярности идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Продуктивная борьба пролетариата за свои права и свободы не могла быть реализована без объединяющей идеи, простых разъяснений и образов.

Детский труд не удалось изжить и в наше время, а борьба за его запрет неотделима от борьбы всех трудящихся за свои права. И первым с детским трудом покончил Советский Союз.

Вместе с тем первые выступления трудящихся в защиту своих прав произошли не в Германии, Англии или Российской империи, а в далёкой Австралии.

Первыми с требованием восьмичасового рабочего дня выступили рабочие Австралии 21 апреля 1856 года. С тех пор этот праздник в Австралии стал ежегодным.

Через 30 лет, 4 мая 1886 года, в США и Канаде вспыхнули митинги и демонстрации с требованием 8-часового рабочего дня, в ходе разгона которых погибли демонстранты, что вызвало и усилило волну протестов. В последующем организаторы митингов были арестованы и казнены (это событие вошло в историю как бунт на площади Хеймаркет в Чикаго).

Детство, которое мы потеряли

Через три года в память об этом событии конгресс II Интернационала (июль 1889-го) объявил 1 мая 1890 года Днём солидарности рабочих всего мира и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями.

В Российской империи этот праздник впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маёвка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. В дореволюционное время первомайские маёвки рабочих проходили и в Беларуси.

В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во многих городах России миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов». По-настоящему массовым праздником 1 мая стал в СССР.

В 1918 году в РСФСР этот праздник стал государственным под названием День Интернационала. В 1972 году название праздника было изменено на День международной солидарности трудящихся — Первое Мая.

Согласно Ленину, «в этот день праздновали своё пробуждение к свету и знанию, своё объединение в один братский союз для борьбы против всякого угнетения, за социалистическое устройство общества».

В XX веке в СССР были созданы условия для защиты прав трудящихся и формирования социалистического государства. В 1923 г. в СССР принят план ГОЭЛРО, рабочие перешли на пятидневную неделю и организовали профсоюзы по защите своих прав. Государство начало программу по ликвидации неграмотности и детской беспризорности.

Детство, которое мы потеряли

В это же время (в 1923 году) в Англии одиннадцатилетние мальчики работали на угольной шахте по девять часов в день шесть дней в неделю. До 18 лет доживал только каждый пятый.

Детство, которое мы потеряли

В настоящее время проблема детского труда в мире не решена, он по-прежнему активно используется в бедных странах Азии, Африки и Латинской Америки.

По оценкам Международной организации труда (International Labour Organization, ILO), только в развивающихся странах вынуждены работать около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет. Из них 153 миллиона живут в Азии, 80 миллионов — в Африке и 17 миллионов — в Латинской Америке. Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития. Так, к примеру, 16 мая 2015 года, согласно изданию Newsweek, в Нигерии из-за отравления свинцом при работах на нелегальных золотых шахтах погибли 28 детей.

Детство, которое мы потеряли

Карта-схема использования детского труда в мире по возрасту детей. Жёлтый — менее 10% детей работают; зелёный — 10–20%; оранжевый — 20–30%); красный — 30–40%; чёрный — более 40% детей работают. В Мали и Эфиопии работают более 50% детей.

Детство, которое мы потеряли

Большинство детей занято в сфере сельского хозяйства, рыболовства, охоты и оптовой, розничной торговли. 

При рассмотрении вопроса эксплуатации следует понимать, что День Победы 9 Мая — это в том числе своего рода День Победы над эксплуатацией.

Фашизм с его концлагерями предусматривал жёсткое использование заключённых в интересах наживы крупных корпораций. На заводах современных корпораций (BMW, «Фрид. Крупп АГ») работали заключённые концлагерей. Сейчас данные корпорации пытаются извиняться и открещиваться от такой грязной истории, но она была, и её надо помнить.

Справка:

Во время Второй мировой войны на заводах компании BMW, принадлежащих семейству Квандт, трудилось более 50 тысяч узников концлагеря Нойгамм. В 2008 году вышел скандальный фильм «Молчание Квандтов», в котором со слов очевидцев рассказывается о жесточайшей эксплуатации узников под присмотром охранников СС. Очевидец тех событий Такис Милопулос рассказал, что на заводе «Афа» они находились в худшем положении, чем рабы: «С нами ужасно обращались, как только кто-то останавливался, его хлестали плетью, нам приходилось пить воду из туалетов».

В 2016 году руководство BMW в ходе торжественного мероприятия в Мюнхене в честь 100-летнего юбилея немецкой компании принесло извинения за сотрудничество автопроизводителя с нацистами в годы Второй мировой войны. Сегодня семейство Квандтов продолжает управлять компанией BMW, их состояние оценивается более чем в 35 млрд долларов.

Второй крупной компанией, активно использовавшей узников концлагерей, была компания Friedrich Krupp AG, которая принадлежала семейству Круппе и производила различные виды вооружений для немецкой армии: танки типа «Тигр» и «Пантера», орудия и миномёты, линкоры и крейсеры, подводные лодки класса U-2, а также много другого оружия.

Кроме того, следует понимать, что поражение СССР в войне или ослабление его позиций в переговорных процессах по разделу поствоенного мира неминуемо привели бы к жесточайшей эксплуатации советского населения.

Для современных западных государств (читай: корпораций), несмотря на популяризацию идеи демократии и свободного человека, в действительности свободный, свободомыслящий и образованный гражданин представляет наибольшую угрозу. Поэтому насаждение меркантильных взглядов, потребительского поведения, узости мышления, упрощение системы образования — всё это модели, внедряемые и проводимые странами Запада для предотвращения формирования свободных людей, которые могли бы задать вопросы: «Что было и почему именно так происходит?», «Почему есть богатые и есть бедные?» и «Откуда у богатых их богатство?» Ответ простой: Капитал (Капиталист) есть сумма прибавочной стоимости, формируемая трудом наёмного (эксплуатируемого) рабочего. Неравномерное распределение прибавочной стоимости формирует богатство у одних и бедность и страдание у других. Равномерное распределение формируемой обществом прибавочной стоимости есть залог стабильности и процветания страны и социума.

Таким образом, День защиты детей и прошедшие майские праздники несут в себе глубокий символ предшествующих страданий и борьбы народа за свои права, борьбы европейских народов против эксплуатации западными корпорациями.

Цель государственных структур и общественных организаций — не допустить девальвации символов, образов, исторических корней и смыслов данных важных дат.



Оцени новость:






Также смотрите: 
  • Регулировка интернета: о чем молчит Павел Дуров?
  • Вопрос Путину о его подлости и глупости (на прямую линию - 2018). Вариант 2





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.







    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Спонсоры проекта