Старая Европа и новая Евразия
Тектонические изменения существующего миропорядка всё более заметны и отчётливы. На наших глазах происходит его трансформация и возникновение новой планетарной архитектуры. Возвышение Китая, возвращение России, внешняя политика Трампа, формирование Европы двух скоростей — все эти факторы будут определять наше будущее. Каким образом мы можем его помыслить через призму отношений основных игроков в Евразии?
Старая Европа в поисках себя
Раскол Евроатлантики из теоретического допущения приобретает черты актуальной реальности. «Брексит», снижение американских инвестиций в Европу, пошлины против европейских экспортёров в Америку, требования американского президента увеличить расходы на оборону до 4 %, попытки принудить покупать американский сжиженный газ вместо российского, расхождения по сделке с Ираном — далеко не полный перечень американо-европейских противоречий.
Они не исчезнут в ближайшее время, и Европейский союз будет вынужден становиться всё более самостоятельным и суверенным в экономике, внешней политике и оборонной сфере. При этом внутри ЕС и на его границах накопилось очень много серьёзных проблем, требующих системного решения. Из самого очевидного — миграционный кризис, угрожающий серьёзным изменением демографического и социального баланса в странах старой Европы. Его первопричина — стратегические просчёты и пренебрежение проблемами безопасности на пограничье союза, позволившие возникнуть горячим точкам и массам беженцев на Ближнем Востоке и в Северной Африке. На горизонте маячит демографический взрыв вместе с всплеском радикализма в Тропической Африке, за которыми неизбежно последуют новые волны штурмующих Европу.
В странах Балтии, Польше, Словакии, Венгрии, Румынии, Хорватии сильны евроскептические и националистические настроения, но геополитически многие из них ориентированы не на Брюссель, а на Вашингтон. Особенно это касается Прибалтики, Польши и Румынии, чьи власти видят себя эксклюзивными проводниками американских интересов и антироссийским форпостом.
К этому можно добавить и сделавшую в результате государственного переворота «европейский выбор» Украину, которая стала камнем преткновения между ЕС и Россией. Украина — такая же потенциальная проблема для Европы, как и Сирия. Деградация и распад этой одной из крупнейших стран, географически принадлежащих Европе, чреваты самыми серьёзными последствиями: от опасности, связанной с украинскими АЭС, до возникновения вооружённого неонацистского интернационала, тесно интегрированного с коррумпированной властью.
Все эти проблемы Европейский союз, прежде всего старая Европа, фактически должен решать в одиночку. США сейчас заинтересованы в изыскании средств для собственного развития и концентрации ресурсов внутри себя за счёт других — именно об этом все заявления и действия Дональда Трампа. Европу принуждают оплатить билет в будущее для Америки. Европейские элиты, если и осознают это в полной мере, пока не способны самостоятельно взять ответственность за свою судьбу. Евроатлантическая солидарность слишком долго довлела над ними, но поведение англо-саксонских элит, ставящих во главу угла только собственные интересы и выгоду, просто заставляет искать новые возможности и решения.
Восхождение новой Евразии
Украинский кризис, история с Крымом и все последующие события показали, что Россию не удастся сбросить с шахматной доски мировой политики. Россия вновь становится одним из силовых полюсов Евразии. Часть европейских элит видит в этом угрозу и потому солидаризовалась с позицией США, введя против России санкции, хотя это очевидно противоречит экономическим интересам Европы.
Россия в этой реальности — очень мощная военная держава, обладающая самыми современными видами вооружения. Россия, ЕАЭС в целом — практически неисчерпаемый источник энергоресурсов — как углеводородов, так и ядерного топлива. Китай же в рамках проекта «Один пояс и один путь» с опорой на свои огромные финансовые ресурсы выстраивает континентальную транспортную инфраструктуру, которая должна связать воедино всю Евразию.
Россия в ближайшее время развернёт масштабную программу освоения Арктики, в том числе развития Северного морского пути, а климатические изменения будут этому только способствовать. Китай, безусловно, не останется в стороне, а европейские компании в случае продолжения политики санкционного давления, скорее всего, окажутся за бортом. Кроме того, по мере экономического усиления России, роста импортозамещения они будут выдавливаться и со всего 186-миллионного рынка ЕАЭС.
России удалось решить внутренние проблемы, связанные с терроризмом, сепаратизмом, исламским радикализмом, и сейчас она решает их на дальних подступах — в Сирии. А в рамках Шанхайской организации сотрудничества идёт формирование общеевразийского механизма взаимодействия в сфере безопасности, экономики и политики.
Для ЕС и старой Европы наступает момент истины: дальше пребывать в положении больного человека Евроатлантики или черпать жизненную силу вместе с новой Евразией. Это вопрос будущего Европы. Ответ на него зависит от стратегической трезвости и дальновидности евробюрократии, а также от национальных элит и населения ключевых стран ЕС, где родилась, развилась и воплотилась наяву сама идея европейского единства.
Ключ к Европе
Российская элита в последние три десятилетия не без оснований рассчитывала на союз и взаимопонимание с Европой. Даже ЕАЭС, основанный Россией вместе с Казахстаном и Беларусью, изначально был рассчитан на сопряжение с ЕС и создание единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
Двигателем сближения России и Европы чаще всего виделись тесные экономические российско-германские связи, особенно в энергетике. Даже сегодня в условиях новой холодной войны «Северный поток — 2» образует дополнительные экономические скрепы между ними. Но политически Германия для России была и остаётся проблематичной. Во-первых, потому что там очень сильно евроатлантическое лобби, блокирующее политическое сближение Германии и России. Во-вторых, геополитические интересы этих стран пересекаются и часто сталкиваются в Восточной и Центральной Европе. Ближайший пример — Украина, где Германия сыграла важную роль в формировании европейских иллюзий. В-третьих, чрезмерное усиление Германии как гегемона в Европе чревато возрождением немецкого милитаризма, а значит, угрозой большой войны.
Во Франции меньше евроатлантического снобизма и больше суверенитета, подкреплённого ядерным оружием, а также интереса к континентальному сотрудничеству с Россией. Однако ни де Голль, ни Ширак не сделали его прочным и долгосрочным. Кроме того, интересы Франции и России кардинально разошлись на Ближнем Востоке. Российский расчёт на приход к власти во Франции «Национального фронта» Марин Ле Пен и официальная её поддержка оказались тщетными, и это бросило дополнительную тень на перспективу российско-французского альянса.
Остаётся Италия — третья экономика ЕС после выхода из него Британии. У России и Италии нет пересекающихся геополитических интересов. Италия — четвёртый по значимости внешнеторговый партнёр России и всего ЕАЭС. Италия на 38 % зависит от поставок российского газа, в 2017 году она вышла на второе место в Европе по покупке газа среди клиентов «Газпрома» (23,8 млрд долларов).
Это римская идея, то есть идеи империи как единого упорядоченного политически и в правовом смысле пространства. Ведь ЕС изначально задумывался как реализация этой идеи. Это Ватикан и центр католического мира, сохраняющего традиционные ценности Запада. Это университет — институт, призванный извлекать и передавать знание, первоначально возникший в Италии и распространившийся оттуда. Это Возрождение — одна из наивысших точек развития европейской культуры. Это капитализм, родившийся в северноитальянских торговых республиках. Это футуризм, фашизм и антифашизм — дети европейского модерна. Италия — это ключ к Европе. При этом Италия остаётся промышленно и технологически развитым государством, в отличие от Греции, являющейся ещё одним первоначалом Европы, но не имеющей уже никакого значительного веса и влияния.
Сегодня Италия также находится в авангарде судьбоносных процессов — переформатирования европейского политического ландшафта. Новые итальянские власти намерены первыми поднять вопрос об отмене санкций в отношении России. В Италии возможно понимание необходимости помощи России для защиты южных рубежей Европы. В Италии есть живой интерес к экономическому, культурному и гуманитарному сотрудничеству с новой Евразией.
Понятно, что одного стремления итальянских политиков и общества к сотрудничеству с Россией и Евразийским экономическим союзом мало для того, чтобы это стало императивом общеевропейской политики, но тут Италия может сыграть ключевую интеллектуальную роль. Есть все необходимые предпосылки и возможности для того, чтобы осмысление роли и места, будущего Европы в контексте Большой Евразии началось именно здесь.
ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:
Также смотрите:
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.