24-09-2018, 11:40   Раздел: Новости   » Ядерная гонка 2.0 Комментариев: 0

Ядерная гонка 2.0

Ядерная гонка 2.0

Ядерная гонка 2.0

По данным СИПРИ, на начало 2018 года девять стран — США, РФ, Великобритания, Франция, КНР, Индия, Пакистан, Израиль и КНДР — обладали примерно 14 тысячами 465 ядерными боеголовками. Данный уровень ниже 2017 года — 14 тысяч 935 единиц, или на 3,24 %.

Снижение общего количества боеголовок связано в основном с уменьшением таковых у РФ и США в рамках договора СНВ-III от 2010 года (The 2010 Treaty on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms (New START) — Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений). Однако США и РФ по-прежнему обладают 92 % от общего количества ядерного орудия (ЯО) в мире.

Ядерные арсеналы других государств значительно меньше, но все они либо реализуют национальные программы по разработке, развёртыванию новых систем ЯО, либо по крайней мере официально заявили о своём намерении сделать это.

Так, Индия и Пакистан расширяют свои запасы ядерного оружия, одновременно разрабатывают новые средства доставки ЯО наземного, морского и воздушного базирования.

Китай продолжает модернизировать средства доставки ЯО и постепенно увеличивает размеры своего ядерного арсенала.

В таблице 1 отображено, что количество боеголовок на хранении или снятых с вооружения, но не уничтоженных (графа «Другие боеголовки») гораздо выше развёрнутых боеголовок, в результате в случае усиления противоборства арсенал готовых к применению боеголовок может быть расширен.

Ядерная гонка 2.0


Таблица 1. Мировые ядерные силы на январь 2018 года (СИПРИ). Источник: СИПРИ 2018. *Развёрнутые боеголовки — боеголовки, установленные на ракетах, в шахтах или иных средствах доставки. **Другие боеголовки — боеголовки на хранении или снятые с вооружения для последующего уничтожения.

Следует понимать, что точной (до последней боеголовки) информации о мировом ядерном арсенале в открытом доступе нет.

Данные, приведённые СИПРИ, разнятся с официально опубликованными цифрами РФ/США и других международных институтов.

Так, по официальным сведениям МИД РФ и оценке группы международных экспертов на основании данных, предоставленных в рамках обмена информацией по Договору СНВ-III, в составе Стратегических ядерных сил России на февраль 2018 года находилось 527 развёрнутых стратегических носителей ядерного оружия — межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков, оснащённых 1444 ядерными боезарядами (по данным СИПРИ, — 1600, см. таб. 1). Общее количество развёрнутых и неразвёрнутых носителей составляло 779 единиц.

По данным властей США, предоставленным в рамках обмена по Договору СНВ-III, в Соединённых Штатах числилось 1411 ядерных боезарядов и 673 носителя (данные на апрель 2017 года).

В июне 2018 года американская исследовательская организация по контролю за вооружением Arms Control Association также опубликовала отчёт о ядерном потенциале стран мира (см. ниже рис. 1.). Цифры несколько отличаются от вышеприведённых данных.

Ядерная гонка 2.0


Рисунок 1. Общее количество ядерных боеголовок (развёрнутых и на хранении/снятых с вооружения), по данным Arms Control Association

Разница свидетельствует об отсутствии полной транспарентности в вопросах учёта и контроля ядерного оружия, что дополнительно усиливает уровень угроз, связанных с сохранением, контролем и... применением ЯО.

Безусловно, по сравнению с периодом холодной войны количество ЯО значительно снизилось (см. рисунок 2), что во многом связано с подписанием ряда международных договоров между США и СССР по его сокращению. Данные документы были разработаны на основе внешнеполитической и военно-стратегической концепции «Ядерного паритета» между Вашингтоном и Москвой.

Справка. Понятие «ядерный паритет» стало применяться после исследований Джона Нэша и Томаса Шеллинга в области теории игр, которые легли в основу стратегии США и СССР.

В стратегии США использовались такие термины, как «взаимное гарантированное уничтожение» (англ. mutual assured destruction), а также «ядерное сдерживание» (англ. nuclear deterrence). Суть понятий: зная, что после успешного первого удара разрушительный ответный удар неизбежен, противники вряд ли пойдут на конфликт, так как это гарантирует уничтожение обеих сторон. Данный подход, принятый обеими сторонами, позволил предотвратить ядерную войну и большинство ядерных конфликтов в XX веке.

Ядерная гонка 2.0


Рис. 2. Динамика мирового ядерного арсенала с 1962 по 2017 год (по данным Госдепа США, МО США и Arms Control Association; периоды действия международных договоров)

Несмотря на процессы снижения количества ЯО, каждая из держав в настоящее время имеет долгосрочные национальные программы по замене и модернизации боеголовок, артиллерийских и авиационных средств доставки, а также научно-производственные мощности по созданию ядерного оружия.

В связи с текущим ростом уровня противоборства в мире произошли существенные изменения и в стратегиях ядерных держав в части роли, места и порядка применения ЯО. 

Согласно новой редакции военной доктрины от 2014 года, РФ оставляет за собой право применения ядерного оружия в ответ на применение против неё и (или) её союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства.

После одностороннего выхода США из Договора по ПРО Москва вынуждена была начать процесс обновления своих Стратегических сил с учётом антироссийской политики США и роста угроз национальной безопасности России.

Справка. В 2001 году Вашингтон в одностороннем порядке вышел из договора «Об ограничении систем ПРО». Договор был подписан генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым и президентом США Ричардом Никсоном в 1972 году и ограничивал количество развёрнутых систем противоракетной обороны.

В феврале 2018 года МО США опубликовало новую ядерную стратегию, или т. н. доклад Nuclear Posture Review 2018 (NPR), в котором указало на рост важности ЯО как средства сдерживания и, если потребуется, поражения противника как ядерным, так и «неядерным стратегическим ударом».

Особенностью данного доклада являлось то, что США преднамеренно старались продемонстрировать свою непричастность к разработкам новых средств доставки и одновременно усилить свои позиции в качестве гаранта международной политики безопасности и сокращения мирового ядерного арсенала. Выдержка из доклада к нижеприведённой иллюстрации: «Рисунок иллюстрирует значительное различие между усилиями США по сокращению ядерного оружия и противоположные действия других стран в течение последних 10 лет» (Figure 1 illustrates the marked difference between U.S. efforts to reduce the salience of nuclear weapons and the contrary actions of others over the past decade).

Ядерная гонка 2.0


Рис. 2. Развитие средств доставки ядерного оружия с 2010 года

В отличие от аналогичного документа 2010 года, новая стратегия предполагает масштабную модернизацию и создание Соединёнными Штатами ядерных вооружений тактического уровня. Причиной называется необходимость сдерживания России и Китая, Северной Кореи и Ирана.

Данный доклад вызвал череду критики со стороны международного научного сообщества, общественных организаций и СМИ, так как в нём в действительности не отражены современные программы США, направленные на разработку, модернизацию и принятие на вооружение ЯО нового поколения.

В таблицу не включена разработка бомбардировщиков B-21 Raider, ракетного подводного крейсера класса Columbia, новых крылатых ракет большой дальности и новой межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III.

Однако наиболее важным акцентом данной стратегии является изменение подходов и принципов к применению ЯО в части усиления роли ядерного оружия тактического уровня на европейском театре военных действий.

Ранее заместитель председателя Объединённого комитета начальников штабов США генерал Пол Сельва заявлял, что будущее ядерного сдерживания сегодня заключается в маломощных ядерных зарядах, которые США могут применить в ходе военных действий.

Для этих целей разрабатывается новая боеголовка для ракет подводного базирования Trident II D-5 в виде уменьшения разрушительной силы её боевой части. Сейчас данные ракеты могут оснащаться восемью термоядерными боеголовками марки W-88 по 475 килотонн в тротиловом эквиваленте или нести до 14 боеголовок марки W-76 мощностью 100 килотонн каждая. Для понимания силы заряда: мощность взрыва ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму, составила 13–18 килотонн.

Основное внимание сейчас уделено модернизации бомбы B61 12-й модификации — это тактический ядерный снаряд, который может размещаться на любой воздушной платформе, в том числе на истребителе F-35.

Общая стоимость программ по модернизации ЯО оценивается в 400 млрд долларов. Всего на эти цели в ближайшие 30 лет планируется выделить 1,2 трлн долларов.

Британское издание The Guardian со ссылкой на бывшего старшего директора Совета национальной безопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению ядерного оружия Джона Вулфстала указало, что США, разрабатывая тактическое ЯО, целенаправленно готовятся к войне против России в Восточной Европе с использованием ядерного оружия.

По мнению американцев, новые тактические ЯО позволят США предотвратить применение тактического ядерного оружия Россией на восточном фланге НАТО.

Имеющиеся на вооружении США боеголовки чрезмерно мощны, их применение на тактическом театре военных действий чревато риском нанесения значительного поражения и своим войскам.

Другим важным отличием новой ядерной стратегии США является расширение списка обстоятельств, при которых может быть применено ЯО. Ранее допускалось применение в случае ядерного удара или использования биологического оружия против США.

Теперь же Вашингтон, приняв данный документ, наделил себя правом нанести ядерный удар в ответ на неядерную атаку, если она приведёт к массовым жертвам или будет направлена на жизненно важную инфраструктуру страны (электросети, линии связи и т. д.) и командные пункты стратегических ядерных сил.

При этом не указывается, какое именно воздействие на инфраструктуру должно быть, предусматривая в том числе и кибератаки.

Ряд экспертов выражает крайнее опасение в части того, что при Д. Трампе ядерное оружие стало рассматриваться в администрации Белого дома, а также Пентагоном как вполне рабочее боевое средство, так как его ограниченное применение не будет нести серьёзных последствий для США и его союзников.

19 сентября представители Демократической партии США заявили о подготовке ими законопроекта, который должен помешать планам президента Дональда Трампа создать ядерные боеголовки малой мощности для оснащения ими ракет на подводных лодках. Об этом сообщил один из авторов законодательной инициативы, член комитета Палаты представителей Конгресса США по делам вооружённых сил Адам Смит.

По мнению последнего, инициативы Д. Трампа снижают порог применения ядерного оружия, а финансирование новых ядерных программ сильнее втягивает США в гонку вооружения и увеличивает риск ошибки.

Вместе с тем следует учитывать, что ранее демократы выступили против увеличения до 65 млрд долл. в оборонном бюджете ассигнований на финансирование модернизации ЯО (общий военный бюджет — 716 млрд долл.), однако республиканцы смогли отклонить данные возражения, мотивируя это тем, что новая тактическая боеголовка необходима для сдерживания России в Европе и других регионах мира (в первую очередь Сирии).

***

Таким образом, несмотря на наличие международных договоров по контролю и сокращению ядерного оружия, изменение военно-политической ситуации в мире, а также успехи России во внешней политике и в ходе боевых операций за рубежом вынуждают США в ускоренном темпе разрабатывать «крайние меры» в виде тактического ЯО.

Существенная корректировка ядерной стратегии США и увеличение роли и места ядерного оружия создают предпосылки к возникновению череды событий с необратимыми последствиями на европейской части Евразии.





ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Посол нашел «руку Кремля» в решении Вероны по Порошенко
  • Лукашенко всё настойчивее подталкивают к важному геополитическому выбору: Запад или Восток?





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    НОВОСТИ В TELEGRAM


    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта