28-09-2018, 16:40   Раздел: Новости   » Шатание гегемона Комментариев: 0

Шатание гегемона

 
Шатание гегемона


Шатание гегемона

США и Китай — две страны с разной историей и культурой, находящиеся также на разных этапах экономического развития. Одна является крупнейшей развитой страной в мире, в то время как другая — крупнейшая развивающаяся.

С точки зрения выстраивания двусторонних отношений, экономическое сотрудничество между США и Китаем за последние несколько десятилетий из практически «несущественного» выросло во «взаимозависимое» и «взаимообусловленное».

Шатание гегемона


Как видно из графиков, товарооборот в системе США — Китай с 1985 года демонстрирует устойчивый, фактически экспоненциальный рост. Так, к 2017 году оборот американо-китайской торговли товарами вырос до 635 млрд долларов (3,7 % мировой торговли совокупным объёмом 17,2 трлн долларов).

Огромный объём торговли товарами и услугами, интегрированные цепочки поставок, существенные прямые американские инвестиции в Китае, ещё более значительные китайские инвестиции в казначейские ценные бумаги США (1,19 трлн долларов по состоянию на август 2018 года) — всё это свидетельствует о значимости этих отношений. В свою очередь, привлекательности китайских инвестиций в США в существенной степени способствовали развитость и широта финансового рынка, низкий риск капиталовложений и надёжные юридические гарантии.

Справка. В соответствии с информацией Национального комитета по американо-китайским отношениям, в период с 1990 по 2015 год проведено около 6,7 тысячи инвестиционных сделок, объём американских инвестиций в Китай составил 228 млрд долларов. Общий объём китайских инвестиций в США за 25 лет существенно ниже — 64 млрд долларов (1,2 тыс. сделок). Сотрудниками американских компаний в Китае являются более 1,6 млн граждан КНР, в то время как китайскими инвестициями в США создано лишь немногим более 100 тыс. рабочих мест. В 2017 году китайские инвестиции в США достигли 29 млрд долларов (по завершённым сделкам).

Прежде чем дать прогнозную оценку актуальному состоянию межгосударственных отношений США и Китая, для чистоты понимания происходящих процессов необходимо посмотреть в их прошлое, на то, что послужило их базисом.

В 1972 году президент США Р. Никсон посетил Китай и встретился с Мао Цзэдуном, председателем Центрального комитета Коммунистической партии (на тот момент уже тяжелобольным).

Шатание гегемона


Визит стал важным шагом к формализации получивших развитие отношений между странами. Результатом визита стало подписание Шанхайского коммюнике, в котором Соединённые Штаты заявили, в частности, что «признают, что все китайцы по обе стороны Тайваньского пролива утверждают, что существует лишь один Китай, и Тайвань является частью Китая», и что они выведут оставшиеся американские войска из Тайваня.

15 декабря 1978 года США и Китай установили официальные дипломатические отношения. Три дня спустя Пекин, который на тот момент уже возглавил Дэн Сяопин, провозгласил о начале эпохи реформ и открытости.

Следует понимать, что именно вопрос принадлежности Тайваня стал тем «фундаментальным» основанием, на котором в последующем начала собираться американо-китайская «дружба». В итоге обе страны фактически получили то, что хотели. Китай был окончательно выведен из-под советского влияния, Америка полностью открыла для себя китайский рынок.

Шатание гегемона


Однако по мере экономического становления Китая как новой торговой сверхдержавы, роста конкуренции за рынки третьих стран и ресурсы, а также военных амбиций Поднебесной Америка стала на путь пересмотра отношений с Пекином.

Если ещё в недавнем прошлом, при президенте США Б. Обаме, Китай рассматривался американскими экспертами как часть глобальной системы «Китай — Америка» (ChiMerica), то после прихода к власти в Поднебесной нового поколения государственно ориентированных лидеров во главе с Си Цзиньпином отношения стали ухудшаться. Нынешний кризис в американо-китайских отношениях вновь подтвердил утопичность выдвинутой рядом американских политологов идеи «большой двойки» ради решения глобальных проблем, поскольку она была отвергнута Китаем на всех уровнях.

Новое руководство Китая стало проводить национально-ориентированную политику, полностью отказавшись от планов построения совместного с Америкой «нового мирового экономического порядка», и взяло курс на военно-стратегическое и экономическое сближение с Москвой — главным «врагом» Вашингтона.

США наряду с Великобританией, благодаря инвестициям и технологиям которой Китай фактически превратился в сверхдержаву и в американских планах виделся как основной военный инструмент против России, такой ход событий не устроил, и, соответственно, Вашингтон (уже во главе с Д. Трампом) включил многократно отработанные (в том числе и на Советском Союзе) санкционный и политтехнологический механизмы по покорению и принуждению несогласных государств. И в данном раскладе, очевидно, Тайвань снова станет главной разменной монетой в китайско-американских отношениях, поскольку именно он, как уже отмечалось ранее, с 1972 года является тем базисом, на котором и был создан американо-китайский торгово-экономический колосс. Китай же, всецело осознавая дальнейшую направленность действий американских элит и находясь в «обороне», вынужден искать и находить адекватные ответы на внешние воздействия.

В настоящий момент китайско-американские отношения вступили в начальную фазу стратегического соперничества и конкуренции (но не холодной войны).

Экспертное сообщество США (как политическое, так и финансово-экономическое) фактически едино в мнении о том, что Китай полноформатно участвует в стратегической конкуренции с США. Американские политики и стратеги оценивают комплекс мер, предпринимаемый Пекином на международной арене (под руководством с Си Цзиньпина), как строительство «нового мирового порядка», цель которого в конечном итоге — свернуть американский глобальный проект и разделить единый Запад на части.

Ожидается, что Китай обгонит США к середине XXI века и, став крупнейшей экономикой в мире, начнёт выстраивать диктат по собственным правилам для всего мира (по аналогии с США). Американские эксперты считают, что Китай уже активно вступил в конкурентную борьбу за «сферы влияния» и своими действиями подрывает позиции США на мировой арене.

Шатание гегемона


Основными инструментами Китая в этой борьбе, по их оценкам, выступают идеология марксизма и т. н. финансово-экономические модели с китайской спецификой.

Консенсус американских элит относительно Поднебесной явно прослеживается во многих моментах. Во-первых, с конца 2017 года администрация Трампа в сжатые сроки выпустила друг за другом три важных руководящих документа.

«Стратегия национальной безопасности» от 18 декабря 2017 года. Этот документ описывает существующие и возможные вызовы безопасности страны, а также указывает на способы противодействия имеющимся угрозам. В качестве одной из угроз для Соединённых Штатов в новой стратегии указываются т. н. ревизионистские державы, к которым наравне с Российской Федерацией причислена и Китайская Народная Республика. 

Шатание гегемона


КНР тем или иным образом упоминается во всех основных разделах документа. Авторы стратегии указывают, что Китай бросает вызов американской мощи, влиянию и национальным интересам, стремясь создать угрозу безопасности и процветанию США.

Согласно стратегии, Китай и Россия желают перестроить мир, что противоречит планам и ценностям Соединённых Штатов. Пекин стремится вытеснить США из Азиатско-Тихоокеанского региона, для чего использует свою растущую экономическую мощь, инвестируя миллиарды долларов в новые проекты за рубежом.

«Стратегия национальной обороны» от 18 января 2018 года и «Обзор ядерной политики» (февраль 2018 года).

Шатание гегемона


В новой «Стратегии национальной обороны» главной миссией Вооружённых сил США названо поддержание боеготовности на уровне, позволяющем «сдерживать войну и защищать безопасность нации». Кроме того, указывается, что если сдерживание потерпит неудачу, то Америка намерена «побеждать». Изложенный в документе перечень американских противников включает Китай, Россию, Северную Корею и Иран.

Документ под названием «Обзор ядерной политики 2018» фактически является обновлённой ядерной доктриной США. В ней Китай и Россия представлены как главные потенциальные соперники. В частности, отмечается, что данные страны разрабатывают ассиметричные меры для противодействия обычным (неядерным) силам США, что увеличивает риск просчёта и военной конфронтации этих государств с Соединёнными Штатами и их союзниками. Подчёркивается, что Китай и Россия также разрабатывают противокосмическое вооружение в интересах глобального противодействия США (лишение возможности осуществлять спутниковую разведку, позиционирование, навигацию и контролировать своё ядерное оружие). Москва и Пекин стремятся развивать наступательные возможности в киберпространстве для сдерживания, подрыва или поражения сил США, которые в значительной степени зависят от компьютерных сетей.

Данные документы, по сути, переместили фокус внешней стратегии США с борьбы с терроризмом на традиционную межгосударственную конкуренцию. В указанных материалах Китай обозначен как «главный конкурент США в стратегическом соревновании» и «ревизионистская власть», бросающая вызов международному порядку. Кроме того, из документов следует необходимость корректировки политики США в отношении Китая.

Во-вторых, 7 февраля 2018 года конгресс единогласно принял «Закон о поездках на Тайвань» (H.R.535-Taiwan Travel Act, подписан президентом США 16 марта), что явно сигнализирует о сильных антикитайских настроениях обеих американских партий. В тексте данного документа речь идёт о введении в правовое поле взаимных поездок и переговоров официальных лиц США и Тайваня любого ранга.

Шатание гегемона


Постановляющая часть закона позволяет «официальным лицам США всех уровней, включая тех, которые курируют в правительстве вопросы безопасности, высшим офицерам и другим представителям исполнительной власти совершать поездки на Тайвань для встречи с их тайваньскими коллегами». Аналогичные разрешения получают и официальные лица Тайваня. Более того, «поощряется» активизация деятельности тайваньского посольства на территории США, в том числе с целью организации встреч с членами конгресса, представителями исполнительной власти федерального и местного уровней.

Справка. В связи с принятием данного нормативно-правового акта Пекин выразил официальный протест Вашингтону. «Несмотря на то что у этого положения нет обязательной юридической силы, оно является нарушением положений трёх китайско-американских коммюнике и принципа "одного Китая", посылает ложный сигнал сепаратистским силам Тайваня», — говорится в заявлении МИД. Китайская сторона также настоятельно призвала американских коллег исправить свои ошибочные действия, прекратить официальные контакты с Тайванем, обдуманно подойти к решению тайваньского вопроса, чтобы не нанести серьёзный ущерб китайско-американским отношениям и не подорвать мир и стабильность в Тайваньском проливе.

Не случайно и то, что американский сенат (18 июня 2018 года) принял законопроект «Об оборонном бюджете на 2019 финансовый год» (National Defence Authorization Act, NDAA) в размере 716 млрд долларов.

Документ поддержали 85 сенаторов, 10 выступили против. Ранее, 24 мая, документ получил одобрение палаты представителей (351 за, 66 против). 13 августа законопроект был подписан президентом США.

Справка. Бюджетом на 2019 год предусмотрены закупки вооружения и военной техники в размере 236,7 млрд долларов. Из этой суммы непосредственно на закупки предполагается израсходовать 144,3 млрд долларов, а 92,4 млрд потратить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Основные программы закупки вооружения и военной техники будут увеличены до 92,3 млрд долларов. «Обеспечение поддержки боевых действий» предусматривает траты в 66,8 млрд. Примечательно, что на эти цели предполагается потратить на 16,9 млрд долларов больше, чем в 2018 финансовом году (49,9 млрд).

Шатание гегемона


В законе «Об оборонном бюджете на 2019 финансовый год» содержатся, помимо прочего, «жёсткие определения» в отношении Китая, а также отказ от участия в совместных с Китаем мероприятиях в Тихоокеанском регионе.

В отчёте, подготовленном министерством обороны США для конгресса («О военной мощи Китая в 2018 году»), выражается обеспокоенность активностью Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В документе утверждается, что основная цель развития вооружённых сил КНР — нивелирование могущества Вашингтона в АТР. С этой целью Пекин усиливает ядерные силы, авиацию и флот.

Шатание гегемона


В американском военном ведомстве предполагают, что на учениях китайская армия отрабатывает нанесение ударов по военным объектам США и их союзников. НОАК разрабатывает ударный потенциал войск для охвата целей как можно дальше от Китая.

«Китайская угроза» занимает центральное место и в новой «Стратегии кибербезопасности США», опубликованной министерством обороны США 18 сентября 2018 года.

Шатание гегемона


В частности, в документе говорится о том, что Соединённые Штаты «были вовлечены в долгосрочное стратегическое соперничество с Китаем и Россией» и постоянно сталкиваются с риском в связи с «вредоносной кибердеятельностью» данных государств. Китай «размывает» военное господство США и экономическую безопасность страны, постоянно занимаясь в Соединённых Штатах похищением конфиденциальной информации у государственных учреждений и частных компаний. В докладе указывается на то, что Китай и Россия представляют собой долгосрочную стратегическую угрозу для США, их союзников и партнёров.

В торгово-экономической сфере руководство США действует тоже весьма решительно и целенаправленно. Примечательно, что президент США Д. Трамп неоднократно отменял предварительные двусторонние соглашения, достигнутые на рабочем уровне в рамках совместных американо-китайских комиссий, ввёл новые тарифы на товары, ввозимые в США из Китая, а также существенно расширил сферу их применения.

Шатание гегемона


С 24 сентября 2018 года США ввели против Китая очередной пакет санкций (10 % пошлины) на сумму в 200 млрд долларов.

Американское санкционное «оружие» обладает достаточно разноплановым действием, среди наиболее часто применяемых «боеприпасов» следует отметить следующие:



Заморозка активов;




Запрет на въезд в США;




Ограничение экспорта определённых групп товаров (в том числе высокотехнологичных и товаров двойного назначения);




Запрет на поставки вооружений и военной техники;




Ограничение доступа на финансовый рынок США;




Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в определённые виды экономических отношений с объектами санкций (в случае физических и юридических лиц);




Ограничение предоставления помощи развитию и др.


В оценках эффективности «санкционного пинг-понга» США и Китая также необходимо учитывать тот факт, что у Вашингтона (в отличие от Пекина) существует хорошо отлаженная и зарекомендовавшая себя система наказаний и штрафов за нарушение санкционных режимов. В частности, «Закон о торговле с враждебными государствами» (штраф до 83 864 долларов США) и «Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях» (штраф 284 582 долларов). Учитывая положение и роль США в мировой финансовой системе, а также параметры санкционных режимов, зачастую многие финансовые институты, в особенности банки, подвергаются гораздо более серьёзным взысканиям.

Справка. Крупнейший французский банк BNP Paribas заплатил 8,9 млрд долларов за нарушение режима санкций в отношении Кубы, Ирана и Судана; HSBC — 1,9 млрд долларов в 2012 году за нарушение санкций в отношении Мьянмы, Кубы, Ирана, Судана и Ливии; Commerzbank AG — 1,45 млрд долларов за нарушение санкций в отношении Ирана и Судана.Очевидно, что своими действиями США добиваются замедления темпов роста китайской экономики (в дальнейшем — остановки), устранения угрозы промышленной и высокотехнологичной конкуренции со стороны китайских государственных компаний, а также экспансии китайского капитала. Конечная цель — сохранить за Китаем роль лишь «сборочной фабрики» товаров широкого потребления, хирургическим путём удалив его «имперские амбиции». Безусловно, в долгосрочной перспективе сохранение Китая как унитарного государства также представляет угрозу для Запада.

Всё это является ярким доказательством того, что ситуация с уровня «торгового конфликта» стремительно движется в направлении крупномасштабной «торговой войны» и, как следствие, к вооружённому конфликту (ограниченной интенсивности на первоначальном этапе).

По оценкам экспертов, в случае дальнейшей «несговорчивости» китайских финансовых элит и вытекающей из этого неспособности оказать существенное влияние на политический вектор развития страны, а также по мере готовности США (в том числе экономики) и их союзников к полномасштабному конфликту с Китаем Вашингтон будет ужесточать свои санкционные требования и нагнетать на международной арене истерию вокруг китайской угрозы.

Американские заявления о введении с 1 января 2019 года очередного пакета санкций на китайскую продукцию (25%-ной пошлины) следует рассматривать именно как очередной, но уже более жёсткий сигнал для китайских элит.

Шатание гегемона


Следует учитывать и тот факт, что китайские финансовые элиты на протяжении десятилетий вовлекаются в сферу американского влияния в том числе и посредством т. н. «династических браков». Ярким примером (открытым для широкой общественности) стало бракосочетание М. Цукерберга и американки китайского происхождения Присциллы Чан (юг Китая, Шанхай).

Шатание гегемона


Китайские и американские бизнес-элиты «скованы одной цепью» стоимостью более 600 млрд долларов товарооборота в год, и это без учёта 100 млрд рынка услуг и теневых связей.

Для такого уровня бизнеса, по сути, не существует территориальной привязанности, а в условиях ужесточения внутренней политики в Китае и сохранения прежнего политико-экономического курса бегство китайского капитала в США (на Запад) ускорится, что, несомненно, отразится как на финансовой, так и социальной стабильности Китая. При этом рассматривать на данном этапе Россию как полноценную альтернативу США для Китая не совсем корректно в силу как несоизмеримости масштаба торговли между странами, так и нацеленности китайского бизнеса в основном на мгновенную прибыль (торговля); Россия же — это в основном «длинные деньги» (в виде инфраструктурных инвестиций).



Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Песков прокомментировал расследование о сходстве Боширова и Чепиги
  • Кто и зачем убил Сталина





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Спонсоры проекта