11-02-2019, 13:40   Раздел: Новости   » Интернет за колючей проволокой Комментариев: 0

Интернет за колючей проволокой

Интернет за колючей проволокой

Интернет за колючей проволокой

Предлагаю вначале определиться с терминологией. Реализация законопроекта об автономном Рунете вовсе не предполагает отключение россиян от Сети, цитирует Интерфакс слова источника, одного из авторов инициативы, депутата Госдумы Андрея Лугового. Речь идет, в первую очередь, о защите российского сегмента сети Интернет от внешних угроз.

Дело в том, поясняют эксперты, что прообраз Интернета был создан Министерством обороны США. Как следствие, сегодня 13 корневых серверов, на которых хранятся все доменные имена, расположены физически в странах НАТО. Получается, что мы полностью зависимы - в случае отключения этих корневых серверов все население РФ будет не в состоянии общаться ни внутри страны, ни внешне, поясняет депутат.

Поэтому Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» положениями, предусматривающими осуществление комплекса организационных, административных и технических мероприятий, направленных на повышение информационной безопасности, целостности и устойчивости функционирования Интернета на территории РФ.

Как говорится в пояснительной записке к документу, проект закона «подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США».

Помимо Андрея Лугового, авторы внесенного 14 декабря 2018 года законопроекта о защите российского сегмента Интернета — сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова. Как сообщает Клишас, «законопроект позволит создать независимую инфраструктуру для бесперебойного функционирования интернета в РФ».  

Таким образом, с помощью Законопроекта предполагается дополнить Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», соответствующими положениями, предусматривающими «осуществление комплекса организационных, административных и технических мероприятий, направленных на повышение информационной безопасности, целостности и устойчивости функционирования Интернета на территории РФ».

В российский бюджет на 2019-2021 годы заложено более 1,8 млрд рублей на реализацию закона. Из них в бюджете на 2019 год предусмотрены средства на создание Центра управления сетью связи общего пользования в рамках законопроекта о защите Рунета от внешних угроз в размере почти 600 млн рублей.

Программа «Цифровая экономика» уже учитывает разработку программно-аппаратных средств для мониторинга и управления сетью связи общего пользования, на которую отводится год, начиная с октября 2019 по октябрь 2020 года.

Как это будет технически реализовано

По задумке авторов законопроекта, Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования войдет в состав Роскомнадзора. Центр будет собирать данные с компаний, которые организуют работу интернета в России, контролировать маршрутизацию и вести реестр точек обмена трафиком.

Законопроектом определяются необходимые правила маршрутизации трафика. «Создаётся возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи. Определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком», - отмечается в пояснительной записке.

Кроме того, предусматривается возможность установки на сетях связи технических средств, определяющих источник передаваемого трафика.

«Технические средства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика. Создается инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети Интернет», - уточняется в записке.

Что это значит для Рунета

Законопроект предусматривает собой проведение комплекса организационных, административных и технических мероприятий, направленных на повышение информационной безопасности, целостности и устойчивости функционирования Интернета на территории РФ.

К сожалению, Законопроектом «не регламентируются вопросы эксплуатации и модернизации программно-аппаратных средств, в том числе в части финансового обеспечения данных процессов, а также ответственности за нанесенный ущерб при сбоях в работе сетей связи, вызванных функционированием данных средств, в том числе перед третьими лицами», как сообщается в документе.

На практике создание отдельной инфраструктуры и работоспособность российского сегмента Интернета, а также отсутствие угрозы прямой блокировки, все же несут за собой определенные ограничения, насколько они серьезны, рассмотрим далее.

Превращаемся ли мы в Китай?

Пока, во всяком случае, на сегодняшний день, речи в Законопроекте о прямой блокировке нет. Возможна ли она в принципе технически? Эксперты отвечают, что техническая возможность блокировки есть. Будет ли полная блокировка по китайскому формату произведена на практике в ближайшее время или в обозримом будущем? Маловероятно, потому что последствия такого шага слишком серьезны.

Наш законопроект - более легкая версия китайской. Смысл его в том, чтобы постараться обеспечить работоспособность российского сегмента в случае массовых атак на инфраструктуру, но опасения вызывают пункты, где описываются требования к блокировке доступа к внешним сайтам и сервисам, которые находятся за периметром. Эти действия могут привести к фатальным последствиям в некоторых отраслях, таких как гражданская авиация, туризм и электронная коммерция.

Чего нам реально стоит опасаться?

Вот только несколько проблем, которые могут возникнуть вследствие автономии. Во-первых, это разрушение привычных каналов коммуникации между людьми: все зарубежные мессенджеры будут отключены, даже те, в которых присутствует российский капитал. Во-вторых, будет разрушена облачная среда хранения личных данных (фото, контакты, документы) на таких зарубежных ресурсах, как, например, Apple iCloud, Google Drive, Microsoft OneDrive, DropBox и другие. По этой же причине произойдет технологический откат назад, от обмена данных в облаке к передаче информации по почтовому протоколу. Пострадает и будет фактически затруднено развитие таких технологий как Big Data, Machine Learning, AI, блокчейн и так далее.  Конечно, неизбежно возникновение перебоев в работе ИТ-компаний, использующих международные среды разработки и документирования.

Невозможность использования смартфонов из-за отсутствия доступа к обновлениям операционной системы и приложениям в сторах приведет к ухудшению уровня безопасности. А полное прекращение коммуникаций с зарубежным кругом общения (диссолюция, потеря контактов с родственниками), возврат к архаичным методам коммуникации (письма, дорогие телефонные переговоры) могут серьезно затормозить социальное и технологичное развитие. Работать будет только российский сегмент социальной сети ВКонтакте, доступа к остальным популярным соцсетям не будет.

Плохая новость и для финансовой сферы: онлайн-банкинг будет возможен только для российских банков. Доступы к зарубежным счётам для граждан будет утрачен. Расчеты в магазинах будут доступны наличными и по картам «Мир» и «Золотая корона». А онлайн-шоппинг через таких операторов как «Али Экспресс», E-Buy и так далее, будет недоступен. Мы сможем пользоваться только предложениями российского сегмента онлайн-магазинов. Все российские торговые площадки, развёрнутые за периметром, остановятся на некоторое время, до момента локализации в российских ЦОД.

Что касается работы операторов связи, то, несмотря на заявленную в Законопроекте возможность обеспечения на безвозмездной основе техническими средствами противодействия угрозам, они выражают опасение, что в случае принятия закон станет для них дополнительным финансовым обременением, что, как следствие, сделает неизбежным рост тарифов.

Есть ли плюсы?

Отметим, что главную задачу, которая отводится Законопроекту, он все же решает: с принятием нового Законопроекта, у разведки из недружественных нам государств существенно уменьшатся возможности получения данных для анализа и принятия соответствующих действий.  Уменьшится и количество мошеннических сайтов, поскольку существенная их доля приходится на зарубежные сервера.  И, конечно, повысится эффективность действий «Роскомнадзора» по блокировке запрещённых ресурсов по причине невозможности использования VPN-сервисов.  

Автор: Сергей Левашов, директор Центра бизнес-анализа ГК «РАМАКС» 





Источник



ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым | Москва. Кремль. Путин. Авторская передача Соловьева от 10.02.19
  • Разрабатывается новый дизайн для сайта





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    НОВОСТИ В TELEGRAM


    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта