28-08-2019, 18:40   Раздел: Новости   » Транспорт и традиции Комментариев: 0

Транспорт и традиции

 
Транспорт и традиции

Транспорт и традиции

Усиление глобальных тенденций в экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества в конце XX – начале XXI века послужило толчком к быстрому развитию туризма. Он постепенно превращается в одну из важнейших отраслей экономики для многих государств. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2017 году на долю туризма пришлось 10,4 % от общего объёма мирового ВВП, к тому же эта отрасль обеспечивает фактически каждое десятое рабочее место в мире.

Традиционными лидерами в сфере туризма являются обладающие большим количеством культурных и природных объектов, а также развитой инфраструктурой США и страны Западной Европы. Однако в последние годы основные туристические потоки всё чаще стали смещаться в другие уголки света. Всё больше путешественников устремляются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и в первую очередь в Китай. По статистике Всемирной туристической организации (ЮНВТО), в 2017 году КНР заняла четвёртое место в списке наиболее популярных туристических направлений в мире и стала безоговорочным лидером в Азии. Богатое историческое наследие, самобытная культура и грамотные меры правительственного регулирования позволили Китаю за несколько десятилетий превратиться в одного из мировых лидеров в этой области.

Обладающие значительным туристическим потенциалом страны постсоветского пространства, несмотря на все прилагаемые усилия, по-прежнему здесь существенно отстают от своих западных и восточных соседей. Для увеличения туристического потока РФ и Беларуси необходимо проведение некоторых реформ в этой и смежных отраслях, для осуществления которых целесообразно обратиться к успешному опыту других государств, в том числе и Китайской Народной Республики.  

Развитие туризма в КНР

Китайский туристический рынок, несмотря на свою молодость (менее 40 лет), тем не менее является одним из наиболее перспективных в мире. Поднебесная вовлеклась в международную туристическую отрасль в конце 80-х годов прошлого столетия. Провозглашённая при Дэн Сяопине политика реформ и открытости рассматривала развитие туристического сектора, прежде всего, в качестве источника валютных поступлений с целью финансирования масштабной программы внутренних преобразований. В данном контексте власти КНР первоначально сделали ставку на развитие именно въездного, а также внутреннего туризма. Последний рассматривался правительством как эффективное средство борьбы с дефляцией за счет стимулирования расходов населения.

В Китае были разработаны специальные меры, направленные на развитие национальной туристической сферы. В 2013 году вступил в силу закон КНР «О туризме» — первый нормативно-правовой акт, упорядочивающий и регулирующий деятельность в указанной области. Государство стремится оказывать экономическую помощь компаниям, работающим в туристической отрасли, в частности, за счёт предоставления льготных режимов налогообложения и условий кредитования, выделения целевых грантов и т. д.

Особое внимание при развитии внутреннего и въездного туризма Пекин уделяет поддержке данного сектора на уровне отдельных регионов. Там принимаются специальные программы местного значения, например, в провинции Аньхой был введён специальный механизм выдачи кредитов на развитие туристического бизнеса: уменьшены процентные ставки, смягчены условия для предоставления гарантий под займы, пролонгированы сроки выплат и прочее. С 2012 года центральное правительство предоставляет финансирование гарантийных региональных фондов в сфере туризма в размере 51,05 млн юаней (около $7,6 млн). В результате указанных мер национальные банки выдали кредиты предпринимателям, занятым в туристической отрасли, в размере 1 млрд юаней ($149,2 млн) только за 2012 год.

Первостепенной задачей для эффективного развития въездного туризма является создание необходимой инфраструктуры для доступа к достопримечательностям и создание условий для комфортного пребывания гостей из-за рубежа. Именно поэтому китайское руководство ещё в начале 80-х годов XX века бросило основные силы, в том числе и финансовые, на создание необходимой подъездной и рекреационной инфраструктуры. Возможность быстрого доступа даже в самые удалённые районы страны является залогом не только успешного экономического развития, но и роста туристического потока. В связи с этим в КНР начали развивать высокоскоростной железнодорожный транспорт. В настоящее время Китай обладает наибольшей в мире сетью скоростных и высокоскоростных железных дорог, превышающей таковые в Японии и Европе вместе взятые. При поддержке государства и благодаря специальным мерам стимулирования ожидается, что к концу очередного пятилетнего плана в 2020 году суммарная протяжённость высокоскоростной железнодорожной сети достигнет 18 000 км.

Транспорт и традиции


Схема магистральных направлений железных дорог КНР, в том числе высокоскоростных.

Помимо железнодорожного транспорта, большое значение в КНР придают вопросам развития внутреннего авиасообщения. В настоящее время в Китае насчитывается уже свыше 50 национальных авиаперевозчиков, которые обеспечивают большую часть как внутренних, так и международных рейсов. Расширение сети качественных автодорог также способствует развитию туризма в Поднебесной. Очевидно, что, добравшись на самолёте или скоростном поезде до крупного провинциального города, приезжающим гораздо удобнее осмотреть местные достопримечательности, расположенные в его окрестностях, воспользовавшись автотранспортом. Разветвлённая сеть дорог местного значения способствует посещению туристами отдельных, подчас малоизвестных мест. Важную роль в деле обеспечения транспортной доступности интересующих зарубежных и внутренних туристов объектов играет не только наличие того или иного вида транспорта, но и создание единой согласованной системы управления воздушными, железнодорожными, водными и автомобильными транспортными потоками. В настоящее время китайские власти выделяют значительные средства на создание такого централизованного механизма.

При поддержке государства в Китае регулярно проводят масштабные мероприятия, направленные на популяризацию национальной туристической отрасли. Для иллюстрации можно привести национальную ярмарку внутреннего туризма в Циндао, провинция Шаньдун, на которой было представлено порядка 2 218 стендов, а количество участников превысило 2 тысячи, среди которых были представители ведущих мировых турагентств, авиакомпаний и иностранных государств. Причём на указанном мероприятии демонстрировались как туристический потенциал провинции Шаньдун, так и близлежащих регионов, и достопримечательности общенационального значения. Организаторами данной выставки выступили Государственное управление по делам туризма Китая и народное правительство провинции Шаньдун. В настоящее время аналогичные мероприятия стали повседневной практикой в Поднебесной — похожие выставки проходят во многих регионах КНР.

Пристальное внимание Пекина к проблемам развития национальной туристической отрасли, и прежде всего въездного и внутреннего туризма, принесло свои плоды. Так, по итогам 2017 года Китай посетили 60,7 млн гостей из-за рубежа и потратили там около $32,6 млрд. Кроме того, еще более 40 млн побывали в специальных административных районах (САР): Гонконге (27,9 млн) и Макао (17,3 млн). Причём по суммарным доходам от туризма Макао оказался в рейтинге даже выше, чем «большой» Китай. Показав колоссальный рост на 17,6 % по сравнению с 2016 годом, бывшая португальская колония поднялась на 9-е место в мире, заработав $35,6 млрд.

Транспорт и традиции


Источник: UNWTO Tourism Highlights 2018 Edition

Постсоветские реалии и китайский опыт в сфере туризма

В последние годы в России и Беларуси уделяется значительное внимание развитию национального туристического сектора. Вместе с тем уровень въездного туризма в наших странах по-прежнему отстаёт от мировых показателей. Например, по данным статистики, за последние 11-13 лет количество туристов, прибывших в РФ из-за рубежа, существенно не менялось, исключением стал лишь 2018 год, когда их число выросло на значительные 10,5 %, что связано с проведением чемпионата мира по футболу и предоставлением безвизового въезда до конца года обладателям паспортов болельщиков (FAN ID). Беларусь же, по данным Госпогранкомитета республики, в ушедшем году посетили около 5 млн иностранных граждан, однако дать чёткий ответ на вопрос, какая их часть является туристами, крайне проблематично. Известно лишь, что в составе организованных групп её посетили 365,5 тысячи человек, 57 % из которых являются гражданами РФ.

В рамках Всемирного экономического форума в Давосе регулярно составляют рейтинг стран мира по уровню развития туристической отрасли, при его подготовке учитывают различные данные из открытых источников информации, предоставляемой международными организациями, а также мнения экспертов. По данным за 2017 год, Россия занимала 43-ю строчку рейтинга (в 2015 году — 45-е место, в 2013-м — 63-е), при этом Китай обосновался на 15-м месте. Конкурентными преимуществами РФ применительно к туристическому сектору являются богатые природные и культурные ресурсы (34-е и 21-е место общемирового рейтинга соответственно), инфраструктура воздушного сообщения (22-е место), хорошие санитарно-гигиенические условия (6-е место), развитая телекоммуникационная сеть. Кроме того, с учётом резкого падения курса национальной валюты туристические предложения из России заметно выигрывают в цене, по сравнению, например, с аналогичными в странах Западной Европы и Америки.

Говоря об основных негативных факторах, пагубно сказывающихся на привлекательность въездного туризма в Россию, эксперты отмечают низкое качество инфраструктуры автомобильного и водного транспорта (92-е место рейтинга), неблагоприятный деловой климат, отрицательно сказывающийся, в том числе, и на надежности туроператоров (109-е место), низкий уровень международной открытости (99-е место), сохранение весьма жёстких визовых требований (120-е место). Исходя из этого, среда регулирования туристической отрасли в нашей стране оценивается как недостаточно благоприятная.

Ключевым приоритетом в контексте национальной стратегии развития туризма в России, безусловно, должно стать развитие инфраструктуры, в т. ч. по образцу КНР. Важными направлениями в этой связи могут стать как строительство новых высокоскоростных железнодорожных магистралей, так и повышение качества автомобильных дорог. При этом, если уровень федеральных трасс, прежде всего в центральной части страны, за последние несколько лет существенно повысился, то качество региональных дорог, в особенности на участках, где идёт разграничение ответственности за дорожное строительство центральных и местных властей, не выдерживает никакой критики. Между тем именно от качества региональных и местных дорог во многом зависит подъездная доступность многих достопримечательностей и иных туристических объектов. К примеру, все основные природные достопримечательности западной Карелии расположены вдалеке от федеральной трассы, и к ним подчас можно добраться лишь по грунтовым дорогам — соответственно, в случае дождей, которые в данной местности — не редкость, указанные туристические объекты оказываются вне зоны досягаемости для посетителей. Данный факт особенно негативно сказывается на иностранных туристах, передвигающихся в основном на экскурсионных автобусах, не приспособленных для езды по бездорожью.

Более того, в общероссийском формате ситуация с туристическими объектами в Карелии не выглядит катастрофической. Два из семи объектов, вошедших в 2008 году в список «Семи чудес России», — «Долина гейзеров» на Камчатке и «Столбы выветривания» в Республике Коми — и вовсе доступны туристам только на вертолёте. Отсутствие какой-либо инфраструктуры, усугубляющееся недостатком государственного контроля за туристическим рынком данных регионов, который, к слову, повсеместно существует в КНР, привели к тому, что монопольным правом на организацию экскурсий к данным объектам обладают несколько местных турфирм, переплетённых сетью неформальных контактов с представителями местной власти. Данные компании колоссально завышают цены за такие экскурсии, де-факто делая эти объекты недоступными для бюджетного туриста, и предоставляют крайне низкокачественный сервис. Например, средняя цена на однодневные экскурсии к этим достопримечательностям превышает 40 тысяч рублей.

Развитие автодорожной сети предполагает не только строительство непосредственно самой трассы, но и оборудование её с учётом всех современных стандартов необходимым количеством заправок, мест отдыха и т. д. России следует взять на вооружение китайский опыт интеграции различных видов транспорта в единую систему, что в перспективе позволит интенсифицировать развитие так называемых комбинированных туристических маршрутов, включающих в себя проезд на поездах, теплоходах и автотранспорте. В настоящее время в Поднебесной подобные маршруты пользуются особой популярностью, среди них можно выделить, в том числе, такие направления, как Пекин — Циндао — Яньтай; Пекин — Далянь — Гуанчжоу — Чжуншань. В нашей стране с учётом разнообразия её природных богатств и размера территории (например, в Сибири во многие места можно добраться исключительно по рекам) развитие речного туризма, интегрированного с транспортной инфраструктурой региональных центров, несомненно, придаст новый стимул для отрасли, что особенно актуально для восточной части государства (Сибирь и Дальний Восток). 

Для Беларуси, учитывая масштабы страны, равнинный рельеф и в целом благоприятные климатические условия, инфраструктурная проблема не является столь же актуальной, как для РФ.

Кроме того, РФ и Беларуси логично было бы взять пример с КНР в создании туристических объектов в национальном стиле. Большинство путешественников едут в другие страны с целью прочувствовать так называемый «местный колорит». И нашим государствам в этом смысле есть чем удивить туристов как из стран Запада, так и Востока. Однако мы по-прежнему продолжаем идти в тренде глобализации и копировать туристические объекты в странах Западной Европы и США, не уделяя должного внимания местным традициям. Наглядным примером этому могут служить олимпийские объекты в Сочи, а в особенности курорт «Роза Хутор», созданный по аналогии с горнолыжными курортами Италии, Франции или Швейцарии, причём местами качество построек значительно им уступает. Наивно было предполагать, что иностранные туристы после Олимпийских игр массово поедут туда, чтобы увидеть то, что у них и так есть.

Гораздо больший интерес у них, как, впрочем, и у туристов из стран постсоветского пространства, вызывают отели, рестораны, сувениры и т. д., созданные в традиционно русском стиле. Доказательством этому служит большая популярность у зарубежных гостей городов «Золотого кольца» России, в частности, города-музея Суздали.

Транспорт и традиции


Silk Road Dunhuang Hotel.

В Китае уже давно обратили внимание на привлекательность у иностранцев и местных туристов традиционной китайской культуры. Уже было открыто множество тематических отелей, например, отель «Сыны неба», отель в стиле «Великого шелкового пути», отель «Тибет» и т. д.

Также в китайских городах явно доминируют рестораны национальной кухни. Например, по данным популярного туристического портала TripAdvizor, 6 105 ресторанов Пекина предлагают в меню блюда традиционной китайской кухни, на втором месте по популярности — японская кухня, которая представлена лишь в 629 ресторанах, блюда других народов пользуются еще значительно меньшей популярностью. Аналогичная ситуация — и в Шанхае, где китайские блюда предлагают 7 711 ресторанов, японские — 1 394, в то время как европейские кухни представлены менее чем в 500 ресторанах города.

Для сравнения: в Москве фактически совпадает количество заведений русской и итальянской кухни (2 122 и 2 081 соответственно), а если говорить о полноценных русских национальных ресторанах с соответствующим интерьером, то доля таковых и вовсе ничтожно мала. Похожим образом дела обстоят и в Санкт-Петербурге.

Проблема туристических объектов с национальным колоритом в полной мере присутствует и в Беларуси. В республике по-прежнему очень мало тематических отелей и тематических музейных комплексов.

Транспорт и традиции


Из последних на слуху лишь «Дудутки» и агротуристический комплекс «Коробчицы» близ Гродно.

При этом образ «белорусской хаты» может быть очень перспективен для развития популярного в западных странах экотуризма, в развитии которого КНР также преуспела гораздо больше, чем Беларусь, хотя последняя имеет в этой области колоссальный потенциал.

Незначительно в Беларуси и количество ресторанов с национальной спецификой, большая часть которых расположена в Минске и Гродно, в других же, даже областных городах, их число ничтожно мало, а в привлекательном для туристов Могилеве, имеющем хорошо сохранившийся исторический центр, как таковых их нет вообще.

Привлечение китайских туристов

Помимо заимствования опыта КНР в сфере туризма России, а в некоторой степени и Беларуси (хотя потенциал здесь не очень высок), целесообразно также акцентировать внимание на привлечении большего количества китайских туристов. В условиях нарастания геополитической напряжённости с Западом, когда против нашей страны ведётся информационная война, целью которой является формирование негативного образа РФ за рубежом, чему служит, в частности, тот факт, что во многих международных (западных) рейтингах, в том числе в уже опоминавшемся рейтинге Всемирного экономического форума, Россия занимается необоснованно низкие позиции по показателям безопасности для туристов. Госдепартамент США также регулярно предостерегает американских граждан от поездок в РФ. В данном контексте российский туристический сектор вполне может переквалифицироваться на привлечение туристов из азиатских стран и, прежде всего, из дружественного Китая. Это особенно актуально для соседних с КНР регионов Дальнего Востока.

Для интенсификации туристического потока из Поднебесной российским властям следует обратить самое пристальное внимание на транспортную связь двух государств, необходимо нарастить количество авиарейсов во Владивосток не только из Пекина, но и из других крупных китайских агломераций. Целесообразно не только улучшать качество услуг в сфере туризма, но и адаптировать их ко вкусам и потребностям целевой аудитории (в данном случае — китайцев). Первостепенными шагами на данном направлении должны стать меры по подготовке гидов и иных работников туристического и гостиничного бизнеса со знанием китайского и английского языков, обеспечить дублирование надписей на китайском языке на наиболее популярных направлениях.

Для привлечения туристов из КНР также необходимо в первую очередь развивать те направления в данной отрасли, которые пользуются повышенным спросом со стороны китайских граждан. Так, согласно последним исследованиям, популярными видами отдыха в Китае на сегодняшний день являются лечебно-оздоровительный и сельский туризм. В данном контексте Россия и Беларусь могут в полном объёме использовать оставшуюся ещё с советских времён сеть курортно-оздоровительных комплексов, расположенных в разных частях и природно-климатических зонах наших стран. Для этого следует вложить достаточные средства в модернизацию и рекламу, в первую очередь в самом Китае.

Ещё одним перспективным направлением может стать развитие сельского туризма, который подразумевает под собой все виды туристической деятельности в сельской местности на экологически чистых территориях с размещением в домах местных жителей, приспособленных для приёма отдыхающих. Если при этом указанные места будут грамотно оформлены с учётом «национального колорита», это, безусловно, привлечёт большее количество туристов, в том числе из Китая. При этом данный вид туризма позволит дать дополнительный импульс развитию сельских территорий.

***



Китай является одним из мировых лидеров по темпам развития туристического сектора экономики, и его опыт может быть полезен для стран Союзного государства.



Российской Федерации целесообразно обратиться к китайскому опыту в сфере развития транспортной инфраструктуры. Стоит обратить внимание на китайские практики по интеграции различных видов транспорта в единую систему, что позволяет интенсифицировать развитие комбинированных туристических маршрутов, включающих в себя проезд на поездах, теплоходах и автотранспорте и т. п.



России также стоит по китайскому образцу усилить государственный контроль за развитием туризма в регионах, в том числе с целью недопущения монополизации местными фирмами отдельных туристических направлений посредством сращивания бизнесменов с местным, зачастую коррумпированным, чиновничьим аппаратом.



России и Беларуси необходимо уделять больше внимания созданию туристических объектов в традиционном стиле, что, как показывает практика, больше привлекает иностранных гостей.



Странам Союзного государства логично направить свои усилия на привлечение туристов из КНР. Для этого требуется работать над развитием транспортных связей и проводить качественную рекламную кампанию этих туристических направлений. Перспективными отраслями для привлечения гостей из Поднебесной могут стать экотуризм и культурно-оздоровительный отдых, для развития которых в наших странах есть все условия.

Оцени новость:





Также смотрите: 
  • «Можете купить»
  • Полный репортаж о ликвидации Латамнинского "котла"





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    НОВОСТИ В TELEGRAM


    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Спонсоры проекта