8-04-2021, 09:09 Раздел: Новости, Политика, Статьи, Экономика » Кошмары Литвы стали явью - прибалты отдали России миллионы евро за транзит грузов в портах Комментариев: 0
Кошмары Литвы стали явью - прибалты отдали России миллионы евро за транзит грузов в портах
Россия последовательно, но неумолимо переводит грузопотоки из прибалтийских портов в собственные. Начало процесса было положено не вчера. Грузооборот порта Усть-Луга подрастал от года к году, пока, наконец, в 2020-м не превысил 102 млн. т. Номенклатура грузов также расширяется. Кажется, прибалты уже смирились с тем, что транзит из России больше не пойдёт через их порты, а значит, и денег от транзита будет сильно меньше.
При этом на фоне соседей Литва демонстрировала показатели получше. Эстония и раньше не могла конкурировать с ней за белорусский транзит, а Латвия в 2020-м потеряла огромные объемы грузов за счёт полного прекращения перевалки российского угля в конце года.
Литва же за счёт транзита белорусских грузов неплохо держалась на плаву. Эта статья дохода стабильно и весомо пополняла бюджет страны миллионами евро. При этом Литва уверенно смотрела в будущее: у неё выгодные тарифы и более короткое транспортное плечо, а бережливый Лукашенко деньги считать умеет. Куда он денется!
Но тут случились белорусские выборы, на которых Литва усиленно поддерживала все сорта оппозиции. Открыто вмешиваясь в политические процессы в Белоруссии, и отказавшись признать легитимность выборов, соседи приняли у себя многих оппозиционеров, а затем и наложили санкции на ряд должностных лиц во власти.
И тут Белоруссия показала зубы, да так, что мало не показалось. Уже в конце августа было принято принципиальное решение о подготовке к перенаправлению транзита из литовской Клайпеды. Теперь он пойдёт в Усть-Лугу.
Литовцы обиделись и обозвали такой шаг нелогичным и неадекватным. Однако прибалтийский сосед всерьёз не поверил в такую возможность. Это просто очередное напоминание Минска, что Литва серьёзно зависит от него. Но в целом слова о прекращении транзита – пустые угрозы, такое было уже не раз – так комментировали политики страны планы Минска, и многие эксперты с ними были согласны.
Сомнения развеялись 19 февраля 2021-го, когда состоялось подписание соответствующего соглашения. Белоруссия и Россия объявили, что в течение последующих трёх лет нефтепродукты в объёме 9,8 млн. т будут отправляться из российского порта. Этот документ положил начало масштабному сотрудничеству двух стран по перевалке нефтепродуктов.
И уже прошло сообщение о том, что первая партия белорусской нефти ушла в сторону Усть-Луги. Пока это лишь начало – всего 6 тыс. т. Но за первой партией последуют другие, Таким образом, Литва уже в ближайшей перспективе теряет значительную часть доходов.
Но этим ударом ответ Белоруссии не ограничился, и за ним последует второй. Сейчас готовится новое соглашение с Россией, по которому через Усть-Лугу пойдут транзитом и калийные удобрения. Дальше дело дойдёт и до других статей белорусских грузов.
И вот это уже станет сокрушительным ударом как для Клайпедского порта, так и для литовской экономики в целом. Ведь белорусские перевозки – это треть грузооборота порта Клайпеды. Калийные удобрения в основном идут на экспорт через Литву.
Теперь порт Клайпеды заявил о сокращении персонала и массовых увольнениях. Литовские железнодорожники тоже сообщают о финансовых трудностях. Нет больше перспектив и для большого количества фирм, живших за счёт перевалки грузов из Белоруссии.
Чем же может ответить Литва? Её политики грезят о том, что страна по непонятной причине превратится в мощный региональный газовый хаб. Правда, для амбициозного проекта по строительству терминала СПГ требуется европейское финансирование, но кого волнуют подобные мелочи? Вот только ни один из соседей что-то не проявляет интереса к поставкам СПГ через клайпедский порт.
Мечтают они и о том, что пандемия когда-то закончится, и грузопотоки через транспортную инфраструктуру страны вновь возрастут.
Не осознали прибалты простого факта. Когда-то от Союза им досталось богатое наследство. Они пытались превратить инфраструктуру в инструмент своего влияния и политического давления. Неудивительно, что Россия приложила все силы, чтобы обеспечить стратегическую безопасность. Другого такого шанса заработать у Литвы не будет – ни у России, ни у Белоруссии уже нет желания поддерживать экономику недруга, когда настало время поднимать свою.
ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:
Также смотрите:
-
Белоруссия перестала кормить литовские порты
-
Калининград – «морские ворота» Новополоцкого НПЗ
-
Польша намерена отнять у Прибалтики белорусский транзит
-
Грузооборот морских портов России за январь-март 2015 года увеличился на 8, ...
-
Грузооборот морских портов России за январь-февраль увеличился на 10,3% - д ...
-
EVR Cargo: Российский порт Усть-Луга нанес сильный удар по транзиту Эстонии
Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.