27-08-2014, 19:05   Раздел: Новости, Information technology (IT)   » Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT Комментариев: 0

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT

Анархисты, отшельники, наркоманы, сумасшедшие, жулики и люди других самых экзотических мировоззрений, привычек и качеств могут быть изобретателями всем известных вещей.

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


Существует стандартный образ успешного айтишного предпринимателя: он научился программировать до того, как пошел в школу, застал зарю современных технологий, окончил престижный колледж… Или даже не окончил, а убежал оттуда, чтобы как можно скорее основать свою компанию. Не проходит и пары лет, как стартап «выстреливает» и его покупает какая-нибудь мегакорпорация. Там наш архитипичный предприниматель для порядка работает год-другой и, приумножив связи и опыт, делает новую фирму, которую ждет та же судьба. Через несколько повторений настает пора отойти от дел, купить на заработанные деньги особняк, стать венчурным инвестором, завести блог и заниматься наставлением следующего поколения стартаперов.

Но этот сценарий справедлив, только когда речь идет о некой усредненной личности. А вот судьбы конкретных людей могут отходить от него — и в мелких деталях, и в крупных. Вместо венчурного фонда вполне может быть открыт ночной клуб, и это не выдуманный пример: клубом владеет один из основателей Netscape Джейми Завински. Эксцентричность богачей и творческих личностей широко известна, а когда в одном человеке сходится и то и другое, ждать можно чего угодно.

Безумные изобретатели были всегда: вспомнить хотя бы Николаса Теслу, страдавшего от невроза навязчивых состояний. Он отказывался прикасаться к вещам, которые казались ему недостаточно чистыми, и обходил любое здание трижды, прежде чем зайти внутрь. Похожее расстройство преследовало и известного авиаконструктора Говарда Хьюза, но вместо круговых прогулок вокруг дома он любил раздеваться догола, запираться в комнате и в таком виде целыми днями сидеть перед телевизором. Это не помешало ему основать одну из крупнейших американских авиакомпаний, конструировать новаторские самолеты и лично их испытывать.

Подробнее о судьбе Хьюза можно узнать из фильма «Авиатор» с Леонардо Ди Каприо, а мы сосредоточимся на неоднозначных знаменитостях ранней компьютерной эпохи и нашего времени. Некоторые примеры известны всем и то и дело мелькают в новостях. Тот же Ричард Столлман нередко выступает предметом подтрунивания из-за того, что живет по придуманным самостоятельно строгим правилам, напоминающим по вычурности законы иудейской религии, но совершенно не стесняется странных выходок вроде прилюдного поедания мозолей с ноги.

Или взять Джона Макафи, который недавно был в бегах в Южной Америке в обществе журнального репортера и двух стриптизерш — полиция разыскивала Макафи по обвинениям в незаконном хранении наркотических веществ и оружия, а также в убийстве. А чего стоит добродушный толстяк Ким Шульц-Дотком — владелец огромного поместья в Новой Зеландии, любитель шумных вечеринок и фотосессий в компании топ-моделей!

И если детище Кима Доткома — это всего лишь обвешанное рекламой файлохранилище Megaupload, облюбованное пиратами и за это закрытое, то Макафи все же основал одну из главных антивирусных компаний, а Столлман придумал свободную лицензию, без которой возможность многих современных достижений могла оказаться под вопросом.

Наверное, именно о таких людях говорилось в легендарном рекламном ролике Apple, который славит безумцев и гениев, видящих мир в ином свете, чем все остальные, и не робеющих менять его. «Можно считать их злодеями или героями, но что точно не выйдет — это игнорировать их».

Изобретатель гипертекста: тридцать лет работал над утопическим аналогом веба, страдал от дефицита внимания



Общеизвестно, что World Wide Web разработал Тим Бернерс-Ли в начале девяностых годов. Источниками его вдохновения были язык разметки SGML и созданная в Apple система быстрой разработки приложений HyperCard, где имелась возможность связывать карточки при помощи ссылок. Но мало кто знает, что понятие гипертекста и само слово «гипертекст» было изобретено до WWW, до HyperCard и даже до появления компьютерных сетей.

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


Первым идеологом гипертекста был Тед Нельсон, а изобретение датируется 1960 годом. Нельсону тогда было 23, он учился на философском факультете Гарварда и имел доступ к университетскому компьютеру. На нем-то он и начал создавать необычный текстовый редактор, где документы имели связи друг с другом. Впрочем, мыслил Нельсон глобальнее: он был в буквальном смысле слова одержим грандиозной идеей — придумать способ сохранить все знания мира в таком виде, чтобы ничего лишний раз не повторялось.

Понять, почему Нельсона так привлекала эта мысль, несложно, если знать о том, что он всю жизнь мучился от сильно выраженного синдрома дефицита внимания, а принимаемые им медикаменты давали другие неприятные эффекты.

У Нельсона всегда было множество идей, но все, что он придумывал, мог моментально забыть, на что-то отвлекшись. Известно, что Нельсон всегда имел при себе кучу блокнотов и ручек, а также как минимум один диктофон и иногда видеокамеру. Все это он непрерывно использовал для борьбы с забывчивостью, и в какой-то момент даже арендовал складское помещение для хранения своих бесчисленных записей. Но что толку, если найти в них что-то было малореально? Придуманная им гипертекстовая система должна была стать универсальным решением его проблемы — чудотворным протезом для памяти и заодно ответом на многие нужды человечества.

Проект был назван Xanadu, и Нельсон взялся бы за его реализацию сам, да не мог: во-первых, не был настоящим программистом, во-вторых, не был в состоянии довести до конца даже небольшое дело, что уж говорить о столь грандиозном. Вместо этого он писал книги (очень странные — состоящие из обрывков текста на разные темы), выступал на лекциях и на протяжении многих лет пытался собрать команду, которая бы воплотила Xanadu в жизнь.

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


Замысел Нельсона состоял в том, чтобы сделать систему, где документы (в перспективе — не только текстовые, но также аудио и видео) имели бы двусторонние связи друг с другом, версии подобные тем, что сейчас можно найти в Википедии, и, самое главное, сложную схему цитирования.

В Xanadu должна была отсутствовать возможность скопировать текст в другой документ, не указав ссылку на источник. Это позволяло избежать дублирования информации и в перспективе давало возможность ввести финансовую модель, при которой автор цитируемого документа получал бы отчисления от просмотров цитаты.

Надежда на финальный результат маячила на горизонте дважды: первый раз — когда в семидесятых годах Xanadu под влиянием Нельсона создавали вчерашние школьники (серьезные разработчики с ним тогда связываться не хотели), второй раз — в начале девяностых, на деньги фирмы Autodesk и при участии выходцев из легендарной лаборатории Xerox PARC. Увы, финансирования ученым хватило только на то, чтобы разработать прекрасные математические модели и прототипы на Smalltalk, но не готовый продукт. Вскоре Xanadu позабыли — появившийся в те годы веб хоть и уступал в возможностях, зато работал.

Отчасти Xanadu страдал от технических ограничений. Появившись до сетей, он не имел распределенной структуры, и разработчики пытались хранить и обрабатывать всю информацию на одном компьютере — его ресурсов вечно не хватало. А еще преградой стала сама личность Нельсона, который скорее мог собрать вокруг себя секту, чем успешную софтверную компанию.

Кстати, несмотря на преклонный возраст (76 лет) Нельсон и сейчас продолжает читать лекции и искать программистов, готовых разобраться с наследием Xanadu. Правда, для этого пришлось уехать в Японию — по его словам, там слушают намного охотнее.

Создатель первого текстового процессора для ПК: жил в хижине, обошел земной шар под парусом



Бросить университет, заняться самообразованием, придумать систему электроснабжения для космического шаттла и пойти в NASA — чем не план? Пола Лутуса совершенно не смутила его нереалистичность, и не зря: изобретение сработало лучше, чем диплом инженера, и Лутус был немедленно принят на работу. А к 35 годам он решил, что заработал достаточно денег, чтобы уйти на досрочную пенсию. Правда, без излишеств: на накопления была куплена хижина где-то в лесах Орегона, и Лутус успешно стал отшельником.

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


Так бы и продолжалось, не попади ему в руки журнал со статьей про новенький по тем временам персональный компьютер — Apple II. Лутус не стал медлить и потратил на его приобретение две трети остававшихся денег, а в хижину провел электричество. Решив, что хорошо бы обзавестись программой для написания текстов, Пол Лутус создал свой текстовый процессор — времени на это у него было предостаточно.

Нужно понимать, что Apple Writer, как и другие текстовые процессоры того поколения, отличался от привычного нам Word’а. Оформление документа проводилось не визуально, а с помощью специальных тегов, чем-то напоминающих язык troff (на нем до сих пор размечают man-статьи в UNIX-системах). Все буквы отображались как заглавные, а те буквы, которые действительно были заглавными, отображались другим цветом. Чтобы посмотреть на результат своей работы, его нужно было распечатать — только тогда редактор обрабатывал все теги и оформлял документ так, как было задумано.

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


История умалчивает о том, как вести о программе добрались из хижины до Apple, но уже скоро права на распространение редактора перешли к калифорнийской компании, название сменили на Apple Writer, а автор обогатился.

Хижину Лутус не бросил, а в штаб-квартиру Apple добирался так: садился на велосипед, ехал в аэропорт, заталкивал велосипед в один из двух своих самолетов, летел в Калифорнию и, приземлившись, как ни в чем не бывало заканчивал путь до штаб-квартиры на том же велосипеде. Управление самолетом стало не единственным новым развлечением Лутуса: еще он купил яхту и научился с ней обращаться. Велосипед, как всегда, брал с собой — вдруг захочется причалить к берегам Австралии и прокатиться?

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


Впоследствии Лутус написал книжку о том, как обошел под парусом всю землю, а однажды даже столкнулся с пиратами и отогнал их, угрожая дробовиком. В остальное время Лутус продолжал программировать, правда, распространял новые творения бесплатно. Еще в качестве благотворительности он выстроил клинику планирования семьи в близлежащем городке, за что подвергся большой критике со стороны религиозного населения.

Сейчас Полу Лутусу 66 лет, он уже не водит самолет, но по-прежнему живет в лесу, программирует (последнее увлечение — приложения для Android, довольно специфичные) и каждый год ездит на Аляску фотографировать белых медведей.

Создатель первых очков виртуальной реальности призывает человечество одуматься и не превращаться в коллективный разум



Не исключено, что скоро слова «виртуальная реальность» снова войдут в повседневный обиход благодаря шлему Oculus Rift, но пока что они ассоциируются в основном с кадрами из старых фантастических фильмов. Их герои, надевая на голову громоздкие приспособления, погружались в темный мир с разбросанными тут и там разноцветными сетчатыми объектами: именно так в восьмидесятые годы выглядел передний край компьютерной графики.

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


Джейрон Ланье — автор термина «виртуальная реальность», а заодно основатель компании VPL, разработавшей по заказу NASA первые прототипы шлемов и перчаток. Вот картина, которую застал редактор журнала Whole Earth Review, пришедший брать интервью у Ланье в 1989 году. Посередине комнаты стоят два здоровенных компьютера Silicon Graphics, мощности каждого как раз достаточно, чтобы выводить картинку для одного глаза. На экранах можно видеть компьютерный мир — по тем временам очень продвинутый: сделанный не из сеточек, а из затененных разноцветных поверхностей. Человек в шлеме (Ланье) делает загадочные пассы рукой, заключенной в обмотанную проводами перчатку. Рядом девушка (подруга Ланье) готовит к демонстрации незаконченный прототип целого костюма, предназначенного для полного погружения в виртуальный мир.

Сейчас это описание больше напоминает о наивном прошлом, но в те времена выглядело скорее кусочком удивительного будущего, которое сбывается буквально на глазах. Ланье нисколько не сомневался в том, что технологии, связанные с виртуальной реальностью, ждет скорый успех. Он даже выражал опасение, что они могут оказаться крайне аддиктивными и попадут под запрет — как уже попали другие популярные среди его друзей развлечения (такие как LSD и галлюциногенные грибы).

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


Мечты о виртуальной реальности тогда не сбылись, и фирма VPL обанкротилась в 1990 году, а Ланье в течение последующих десяти лет участвовал в проекте высокоскоростной сети Internet2, не забывая уделять время другому своему увлечению — классической музыке и коллекционированию музыкальных инструментов. Однако безобразия, которые начались в двухтысячных годах, заставили Ланье снова выступать на конференциях, давать интервью и даже написать две очень неоднозначные книги.

Что за безобразия? Ну как же — Linux, Wikipedia, Facebook, да даже Google, — все это, по мнению Ланье, вещи неправильные и опасные, и человечество должно отказаться от них как можно скорее. А если не выйдет — отключить интернет и начать все заново, на этот раз по-нормальному. Нормальный же способ такой: ни в коем случае не делать обезличенных мегапроектов, подавляющих отдельные людские голоса, а корпорации заставить делиться с народом прибылями, полученными с каждого бита личной информации. Домашние странички, по мнению Ланье, прекрасны, потому что индивидуальны, а Web 2.0 — это мода на бесчеловечный суррогат, «онлайновый коллективизм» и «цифровой маоизм».

Подробности взглядов Ланье можно найти в статье «Половина манифеста» (One- Half of a Manifesto) и книгах «Ты — не гаджет» (You Are Not a Gadget) и «Кто владеет будущим?» (Who Owns the Future?). Последняя посвящена не столько опасностям коллективизма, сколько нападкам на фирмы, которые бесплатно получают от людей персональные данные и используют их в своих целях. Решение Ланье заключается в том, чтобы ввести систему, которая отслеживала бы перемещение личной информации и давала бы возможность делиться отчислениями с пользователями. Как ни парадоксально, повсеместные слежка и учет, необходимые для введения таких мер, нисколько не беспокоят Ланье.

Создатели Skype и Kazaa: вели жизнь секретных агентов и скрывались от властей, а потом развели крупную компанию на миллиарды долларов



Двое шведов Николас Зеннстрём и Янус Фриис познакомились, работая в фирме Tele2, да так хорошо сошлись, что вместе перебрались и на следующую работу, а потом решили сделать собственный проект. Их первым продуктом стала известная пиринговая сеть Kazaa. Основатели утверждают, что их настоящей целью было открыть честный сервис, — люди бы им пользовались, чтобы передавать друг другу какие-нибудь (легальные!) данные. Но обмен музыкой и фильмами в двухтысячном году был горячей темой — тогда суд как раз рассматривал дело Napster, и разработка распределенной файлообменной сети вряд ли была совпадением.

Главное отличие Kazaa в том, что у нее не было единого сервера, а значит, полиции нечего будет изымать, а звукозаписывающим компаниям некого преследовать со своими юридическими нападками. Впрочем, второе утверждение оказалось спорным. Есть ведь основатели, которых можно привлечь к ответственности и попытаться заставить демонтировать сеть. Поэтому Зеннстрёму и Фриису приходилось скрывать адрес своего офиса, часто перемещаться с места на место, а с нанятой в Эстонии группой программистов встречаться в модном клубе, а не в переговорной комнате.

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


Однажды парочка рисковых предпринимателей была буквально на волосок от серьезных неприятностей. Ассоциация звукозаписывающих компаний позвала их для переговоров в Лос-Анджелес — якобы с тем, чтобы обсудить возможность легализации Kazaa. Мало того, что ни к какой договоренности прийти не удалось, так дело еще в какой-то момент серьезно запахло керосином: Зеннстрёму и Фриису угрожал арест, но они успели вовремя покинуть Соединенные Штаты.

В другой раз беда угрожала лично Зеннстрёму — он мирно шел под руку с женой к своей лондонской квартире, как вдруг откуда ни возьмись появился адвокат на мотоцикле, который попытался всучить ему повестку. Семейной паре еле удалось спастись бегством.

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


Когда стало понятно, что денег Kazaa не принесет, а проблем с законом не оберешься, Зеннстрём и Фриис решили дистанцироваться от своего начинания и зарегистрировали фирму Joltid на Британских Виргинских островах (это в традиционном пиратском месте — Карибском море). На нее записали все связанное с технологиями, а Kazaa передали своим партнерам — владельцам фирмы Sharman Networks с пропиской в островной республике Вануату (это у берегов Австралии).

Следующее начинание Зеннстрёма и Фрииса тоже строилось на распределенных технологиях, но было сугубо легальным. Его название нам хорошо известно — это Skype. Первая публичная версия была выпущена в 2003 году, и уже через пару лет количество пользователей исчислялось десятками миллионов. Успех не мог не привлечь внимание больших компаний, и в 2005 году Skype был куплен владельцами аукциона eBay за 2,6 миллиарда долларов.

Все бы хорошо, но через какое-то время обнаружилось, что патенты на технологии Skype принадлежат Joltid и их передача в сделку не входила. А еще чуть позже выяснилось, что Skype не приносит предполагавшейся прибыли, и eBay поспешил выделить его в самостоятельную компанию. Зеннстрём, не теряя времени даром, собрал группу предпринимателей, скупившую акции обратно, и вошел в совет директоров Skype. Его фирма вернулась к нему как неразменный рубль — с той разницей, что номинал несравнимо больше.

Freaks and Geeks: главные чудаки мира IT


Что произошло дальше, мы отлично знаем: Skype снова удалось продать — на этот раз Microsoft, и за неплохую цену в 8,5 миллиарда долларов. Надо думать, что Стив Балмер не повторил ошибки своих предшественников из eBay и особо позаботился о том, чтобы его компании достались заветные патенты Joltid. А вот вопрос о том, какой фокус в следующий раз провернет Зеннстрём, пока остается открытым.

Создатель Bitcoin: человек настолько скрытный, что в его существовании можно усомниться



Об этом персонаже известно лишь два факта: он разработал Bitcoin и его зовут Сатоси Накомото. Многие верят в то, что созданная им элегантная технология анонимных электронных платежей изменит мир. А вот о личности самого Накомото ходят самые разнообразные догадки. Каково его настоящее имя? Действительно ли он японец? Нарочно ли он попеременно использует британскую и американскую грамматику? Не скрывается ли за псевдонимом Накомото кто-нибудь известный? И наконец — один ли это человек или целый коллектив? Ответы рано или поздно будут получены, и тогда эту историю можно будет ставить в один ряд с самыми удивительными рассказами об изобретателях. Пока же придется подождать.

Автор: Андрей Письменный

Впервые опубликовано в журнале «Хакер» от 11/2013.



Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Надежда Шведова: "В 21 веке нет таких проблем, которые должны решаться войной!"
  • Андрей Никифоров: "В Минске Украина была лишь поводом для налаживания отношений между ЕС и ТС"





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    НОВОСТИ В TELEGRAM


    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта