» » Заседание президиума Госсовета «О повышении устойчивости функционирования электроэнергетического комплекса России»

21-05-2011, 23:42   Раздел: Новости   » Заседание президиума Госсовета «О повышении устойчивости функционирования электроэнергетического комплекса России» Комментариев: 0

Заседание президиума Госсовета «О повышении устойчивости функционирования электроэнергетического комплекса России»

Заседание президиума Госсовета «О повышении устойчивости функционирования электроэнергетического комплекса России»

Заседание президиума Госсовета «О повышении устойчивости функционирования электроэнергетического комплекса России»Одной из острейших проблем отрасли является морально и физически устаревшая инфраструктура. Именно износ оборудования стал причиной нескольких крупных аварий и катастроф последних лет: и авария на подстанции «Чагино» в 2006 году, и крупнейшая техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, и соответствующие проблемы в распределительных сетях Петербурга в 2010 году, и проблемы, которые возникли в Московской области и в целом ряде центральных регионов зимой этого года.
Инвестиции и ввод мощностей, казалось бы, растут. И это положительный результат реформ. Но и здесь контроль за эффективностью расходов явно недостаточен. За последние 20 лет практически не повысилась эффективность отрасли. Это очень тревожный показатель – в других отраслях ситуация совершенно по-иному выглядит. Удельный расход топлива на тепловых электростанциях не снизился, он остался на уровне около 5%. Доля электроэнергии, которая расходуется на собственные нужды электроэнергетики, снижается незначительно и составляет около 17% от общего объема энергопотребления. Число подстанций, которые закрыты для присоединения новых потребителей, в распределительных сетях составляет около 10%.
Еще одна тема – может быть, в настоящий момент самая резонансная. Реальной угрозой для нашего экономического роста стало увеличение цен на электрическую энергию. Несмотря на то что начиная с 2000 года средние тарифы выросли более чем в три раза, они для крупных компаний и для граждан пока остаются ниже, чем во многих странах мира, это так. Однако если названная тенденция сохранится, то, по подсчетам аналитиков, уже к 2014 году мы будем иметь цены на электроэнергию в России выше, чем в Соединенных Штатах Америки, в Финляндии и в целом ряде других стран.
Более того, эта цена достигнет такого уровня, когда строительство собственной генерации становится выгоднее, чем покупка энергоресурсов из сети. Уже в некоторых субъектах на ряде промышленных предприятий выгоднее: «Не хотим покупать – мы хотим строить». Да, Россия – уникальная, особенная страна с колоссальной территорией, но это все равно предел, за рамками которого останавливается развитие.
Уже сегодня – прежде всего для малого и среднего бизнеса – цены на электроэнергию превышают все возможные пределы. В январе 2011 года предприятия, которые работают на низком уровне напряжения, в Курской области оплачивали 6,5 рубля, то есть 15 евроцентов за киловатт-час. Даже в Италии, которая является самой проблемной с точки зрения электроэнергетики страной Западной Европы, этот уровень составляет 11 или 11,5 евроцента. Курская область у нас, видимо, богаче, чем большинство европейских стран. Рост цен, например, в Калуге по сравнению с январем прошлого года составляет около 50%, причем почти весь объем этого роста приходится на тарифы, регулируемые на региональном уровне. Видимо, у многих уже возникло устойчивое ощущение, что мы гораздо более богаты, чем наши европейские партнеры, и мы будем платить и платить за это. Основное увеличение цен, кстати, приходится на распределительные сети и на сбыт.
Еще более вызывающе выглядит то, как устанавливаются на 2011 год тарифы на передачу электроэнергии по распределительным сетям в субъектах Российской Федерации. Здесь разница по регионам в два, а то и в три раза. Тоже недопустимо. Чем объясняется такое различие в тарифах? Наверное, дело в эффективности сетевых компаний, которые действуют на территории соответствующих регионов. Я слышу очень много нареканий на эту тему и много предложений. Что нам делать вообще с сетевыми компаниями? Необходимо этот вопрос внимательно проработать. Столь существенный рост цен для потребителей просто невозможен. Я уж не говорю о том, что такого рода процессы явно отпугивают потенциальных инвесторов от вложений в электроэнергетику, потому что это создает обратный эффект.
Я назову несколько приоритетных задач.
Первое. Несмотря ни на что, нужно активизировать модернизацию отрасли, строить новые генерирующие мощности по самым современным технологиям – как для обеспечения растущего спроса, так и для замены выбывающих объектов. По той информации, которая у меня есть, далеко не все запланированные объекты будут введены в строй. На самом деле, это большое количество объектов, различных ОГК и ТГК, которые принадлежат различным инвесторам. По всем из них идет отставание. По всем! Где-то, наверное, эти причины объективные, но где-то это связано с восприятием основными инвесторами этих задач. Они считают, что это вторичные задачи, что государство в очередной раз закроет глаза на это, все простит: кризис был – перенесли, еще что-то сделаем потом. Если большинство считает принятую схему размещения объектов электроэнергетики неправильной, ратует за пересмотр этой схемы, мы можем ее и поменять. Принятые обязательства должны исполняться и государством, и бизнесом. Почему иностранцы, которые тоже у нас сидят на этих объектах, все делают в срок? У них что, кризиса не было?
На недавнем заседании Комиссии по модернизации, которое было в Арзамасе, мы обсуждали вопрос формирования крупными компаниями с гос-участием программ инновационного развития. Решением комиссии были определены и сроки утверждения этих программ. Часть компаний, напомню, должна это сделать до 15 апреля, ну а большая часть – к 15 июля текущего года. Эти программы должны быть основой развития не только этих компаний, но и тех отраслей, где они функционируют.
Правительство с учетом утвержденных программ к 15 августа этого года должно подготовить комплексный план действий по внедрению передовых технических решений в области электроэнергетики, при этом особое внимание уделить энергосберегающим технологиям и возобновляемым источникам энергии.
Второе. Нужно завершить структурные преобразования в отрасли. Пора это сделать. Они идут уже очень давно, тем не менее не все из запланированного сделано в полном объеме. Скажем, на розничном рынке электроэнергии не существует эффективной конкуренции, ограничен вход новых игроков, а потребители фактически отстранены от ценообразования. Это такая тусовка, междусобойчик, в котором потребители почти не участвуют. Во многом такая ситуация возникла из-за отсутствия представителей реальных потребителей в структурах, которые обеспечивают деятельность рынка и устанавливают регулируемые тарифы.
Я считаю необходимым увеличить представительство потребителей в наблюдательном совете некоммерческого партнерства «Совет рынка» (некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью»). Эта структура у нас – фактически филиал Минэнерго, а вообще-то задумывалась она в других целях. Кроме того, нужно переосмыслить результаты реформы именно с точки зрения потребителей и внести соответствующие коррективы в этот процесс.
Еще несколько задач на ближайшие месяцы. Я хотел бы, чтобы были приняты исчерпывающие меры по следующим направлениям.
Надо исключить оплату излишнего резерва мощности. Да, резервы – вещь хорошая, но, во-первых, у нас эти нормативы существуют еще с советского периода. И во-вторых, далеко не везде это целесообразно.
Нужно обеспечить запуск газовой биржи.
Необходимо применять конкурсы при заказе строительства новых гидроэлектростанций.
Должна произойти оптимизация инвестпрограмм и принципов оплаты услуг сетевых компаний, а также (я хотел бы это особо подчеркнуть, тем более что об этом меня постоянно просят руководители субъектов Федерации) должна наконец произойти передача в управление или приватизация региональных распределительных компаний, которые сегодня находятся под контролем Холдинга МРСК (межрегиональных распределительных сетевых компаний). Пора это сделать уже. Предложения по срокам и механизмам решения этих задач сейчас будут доложены. Все эти решения должны быть направлены прежде всего на то, чтобы обеспечить доступность электроэнергии, тепловой энергии как для граждан, так и для организаций, для бизнеса.
Повышение уровня технической и антитеррористической безопасности объектов электроэнергетики. Такое поручение правительству я давал и в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, и в связи с терактом на Баксанской ГЭС. Причем эти поручения касаются не только представителей силовых структур: все главы регионов, которые имеют такие объекты, должны держать вопросы, связанные с эксплуатацией и защитой объектов топливно-энергетического комплекса, под своим постоянным контролем. Я надеюсь, в ближайшее время эти предложения будут представлены, и мы сможем еще и соответствующий законопроект наконец продвинуть.



ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Ударная волна Фукусимы
  • Энергосбережение и новая универсальная конструкция многоамперного разъединителя





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    НОВОСТИ В TELEGRAM


    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта