9-08-2016, 13:44   Раздел: Статьи, Энергетика   » Переходный период завершился Комментариев: 0

Переходный период завершился

Переходный период завершился

Переходный период завершился
Игорь Шарошихин, директор Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов правительства Ярославской области

Изменения в структуре экономической отрасли России, переход к более гибкой экономике, в основе которой – средние и малые предприятия, требует соответствующих изменений в инфраструктуре, прежде всего энергетической. Это основополагающее условие, заставляющее решать вопросы ускорения изменений этой важнейшей составляющей электроэнергетического комплекса, в основном на региональном и муниципальном уровне, ее приспособляемости к новым требованиям экономики.

– Игорь Павлович, рост стоимости топливно-энергетических ресурсов внутри страны, непредсказуемость развития экономической ситуации, усиливающаяся конкуренция, ресурсные ограничения делают задачу выбора эффективного и оптимального пути развития энергетики и управления энергосбережением еще более актуальной.

– И успешно решить данную задачу возможно совместными скоординированными усилиями на федеральном и региональном уровне. Хочу отметить, что в силу исторических особенностей развития энергосистемы Российской Федерации (а она создавалась и развивалась как единая система, управляемая из одного центра) в стране есть опыт решения задач строительства и развития крупных энергетических объектов и систем федерального уровня. Существуют отработанные и перспективные образцы техники, проектные решения, технологии, есть опыт планирования, развития и реализации организационных схем строительства и эксплуатации крупных энергетических объектов.

Если говорить о развитии объектов энергетической инфраструктуры меньшей мощности, то оно должно происходить на уровне субъектов Российской Федерации, то есть на региональном и межрегиональном уровне. Но опыта развития региональной электроэнергетики средней мощности в нашей стране практически нет. Слабо проработана нормативно-правовая база, ограничены технические и топливные возможности объектов средней и малой электроэнергетики, не созданы механизмы их интеграции в существующую единую энергосистему, инвестиционные схемы финансирования, взаимодействия с сетевыми и сбытовыми компаниями, и как следствие – велики риски реализации данных проектов.
При завершении переходного периода функционирования электроэнергетики с 01.01.2011 года существуют административные барьеры: для развития региональной энергетики (ограничение по выдаче мощности генерации, которая реализуется на региональном уровне – объемом 25 МВт, на оптовый рынок электроэнергии и мощности), для формирования на существующем розничном рынке электроэнергии тарифного меню, позволяющего предложить потребителям различные тарифы на электроэнергию и мощность, стимулирующего потребителя оптимизировать затраты на электроэнергию.

Развитие федерального оптового рынка электроэнергии и мощности и розничного рынка электроэнергии направлено на повышение эффективности процесса производства, распределения, обмена и потребления электроэнергии. Но рыночный механизм несовершенен, и, как мы сегодня все видим, одним из основных его недостатков является непредсказуемость рынка.
– Если в настоящее время можно говорить об определенном избытке энергии на рынке, то в случае изменения ситуации и роста спроса мы можем столкнуться с дефицитом электрической энергии?

– Совершенно верно. Особенностью отрасли является то обстоятельство, что изменение рыночной конъюнктуры не может сопровождаться быстрым ростом предложения. Насыщение рынка электроэнергии произойдет только после завершения строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических мощностей. А как известно, сроки строительства крупных энергетических объектов федерального уровня составляют в лучшем случае несколько лет.
В этих условиях становится все более актуальной задача обеспечения энергетической безопасности региона, а для этого необходимо предпринимать шаги по развитию региональной энергетики, в том числе с использованием местных и альтернативных видов топливно-энергетических ресурсов.
Для Ярославской области это прежде всего торф, древесные отходы, использование энергии ветра и тепла земли. В новых условиях энергообеспечение регионов может быть осуществлено через развитие энергетических объектов средней и малой мощности, то есть через то, что мы называем региональной энергетикой.
– Задача развития региональной энергетики ставится в Российской Федерации впервые?

– Впервые, и, к сожалению, она не подкреплена необходимым научно-техническим заделом, организационно-правовыми и финансовыми механизмами. Для развития региональной энергетики необходимы согласованные действия органов государственной власти, местного самоуправления, политических и общественных организаций, научных учреждений, бизнес-структур. Действия эти должны быть направлены на решение целого комплекса проблем технического, технологического, топливного, территориального, организационного, нормативно-правового характера, на научное сопровождение развития энергетической инфраструктуры регионального уровня.

Каждая из этих проблем требует серьезного разговора. На сегодняшний день наиболее актуальными, на наш взгляд, являются две темы.
Во-первых, управление энергопотреблением и энергетическим развитием регионов Российской Федерации; во-вторых, повышение эффективности использования энергетических ресурсов на региональном уровне как у производителей электроэнергии, так и у потребителей.
Для развития нашей области задача повышения эффективности потребления энергии является приоритетной и постоянной. Ярославская область располагает ограниченными запасами собственных традиционных топливно-энергетических ресурсов, при этом основной для области вид топлива – газ – на ее территории не добывается. Потребление электрической энергии в области не обеспечивается наличием мощностей по ее производству. За счет производства электрической энергии и мощности на территории области покрывается около 55% объема электропотребления региона.
Возможности по увеличению производства электроэнергии на территории области с использованием традиционных ресурсов и технологий являются весьма ограниченными. Поэтому снижение энергоемкости – это не только экономия энергоресурсов, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции, но и возможность обеспечить ускоренное развитие экономики региона, сократить потребность во вводе новых энергетических мощностей.

– Что в Ярославской области делается для решения стратегических задач повышения надежности и развития регионального электросетевого комплекса?


– Согласно Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, развитие энергетики области рассматривается как самостоятельное стратегическое направление социально-экономического развития региона.
Данное направление формируется и реализуется на основе комплексной программы развития энергетики в Ярославской области, первым этапом которой была разработка Схемы развития электрических сетей 35–220 кВ Ярославской энергосистемы на период до 2020 года с перспективой до 2030 года, направленной на выработку решений энергоснабжения потребителей области с учетом различных сценариев социально-экономического развития региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Вторым этапом стало принятие правительством области Программы развития энергетики Ярославской области на 2011–2015 годы.

Приоритетными направлениями развития энергетики Ярославской области являются повышение надежности энергообеспечения промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других секторов экономики и обеспечение энергобезопасности, наращивание объемов генерации на основе комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, развитие сетевого хозяйства и обеспечение потребителей электроэнергией в достаточном объеме при одновременном стимулировании энергосбережения во всех отраслях экономики, сокращение потерь энергоресурсов при их производстве и реализации, использование инновационного потенциала сектора авиационного двигателестроения и энергетики, в частности, надстройка паросилового оборудования газотурбинными установками, модернизация электрогенерирующих и теплоэнергетических комплексов, повышение энергоэффективности энергетического комплекса области, в том числе за счет интеграции муниципальных электросетевых и теплогенерирующих активов.
Принятие правительством области Программы развития энергетики Ярославской области на 2011–2015 годы позволит обеспечить реализацию на территории региона основных положений государственной политики в сфере энергетики, выполнить следующие задачи:

– ликвидация дефицита генерирующих мощностей путем реализации ряда инвестиционных проектов по строительству новых и реконструкции существующих генерирующих объектов, в том числе строительство парогазовой станции ПГУ-ТЭЦ 450 МВт на базе Тенинской котельной, в Заволжском районе нового газотурбинного теплоисточника 25–30 МВт взамен физически и морально устаревшей Ляпинской паровой котельной ОАО «ТГК-2», строительство 30 объектов малой и 9 объектов средней когенерации на существующих тепловых источниках суммарной мощностью 264 МВт;

– развитие электросетевого комплекса путем капитального строительства 5 подстанций и 130,5 км магистральных и распределительных электрических сетей 35–220 кВ, технического перевооружения и реконструкции 46 подстанций и 276 км электрических сетей.

Реализация мероприятий данной программы планируется на основе реализации инвестиционных программ субъектов энергетики, а также на основе реализации областных целевых программ: подпрограммы «Повышение энергоэффективности энергетического комплекса Ярославской области на базе развития когенерационной энергетики» областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области на 2008–2012 гг. и перспективу до 2015 года» и областной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ Ярославской области на 2011–2014 гг.».

Финансирование мероприятий будет осуществляться из внебюджетных источников за счет средств на реализацию инвестиционных программ субъектов энергетики в суммарном объеме более 42 млрд. рублей (бюджетное финансирование будет осуществляться в рамках реализуемых вышеперечисленных областных целевых программ).

Основными исполнителями являются субъекты энергетики, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Ярославской области.
Штаб по обеспечению безопасности электроснабжения, созданный при правительстве Ярославской области, кроме реализации мероприятий по повышению надежности обеспечения электроэнергией потребителей будет осуществлять организацию контроля за исполнением мероприятий Программы развития энергетики.

Органы государственной власти Ярославской области в рамках реализации Программы развития энергетики утверждают инвестиционные программы субъектов энергетики и осуществляют контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов энергетики, областных целевых программ, программ по повышению надежности электроснабжения и развитию электросетевого комплекса, интеграции муниципальных и бесхозяйных сетей, ликвидации бесхозных электрических сетей, по повышению надежности электроснабжения социально значимых объектов, реконструкции и развитию наружного (уличного) освещения.

– Почему именно Ярославская область выбрана в качестве пилотного региона, на территории которого реализуется один из шести федеральных проектов в сфере энергоэффективности – «Комплексная малая энергетика»?

– Ярославская область – единственный регион Российской Федерации, в котором сошлись вместе несколько факторов, позволяющих ставить вопрос о необходимости реализации пилотного проекта «Комплексная малая энергетика» именно на территории нашей области.
Первый фактор – это наличие спроса на энергетические мощности, вызванного высоким уровнем развития промышленности в регионе. В настоящее время по установленной мощности собственных энергоустановок Ярославская область не закрывает свои потребности, не до конца обеспечена генерирующими мощностями. Это можно обозначить как наличие достаточного спроса на электрическую энергию.
Вторая группа факторов связана с перспективами развития электроэнергетического машиностроения. В Ярославской области на Рыбинском предприятии ОАО «Сатурн – Газовые турбины» производятся газотурбинные установки. На базе двигателей, выпускаемых ОАО «Ярославский моторный завод» и ОАО «Тутаевский моторный завод», планируется организовать производство газопоршневых установок.
В 2010 году в Ярославской области компанией WOLF GmbH (Германия) с участием совместного российско-германского предприятия «Энерджи Волд-Ярославль» на базе двигателя Ярославского моторного завода, модифицированного под работу на природном газе, в деревне Сельцо Большесельского района запущена в эксплуатацию первая когенерационная газопоршневая установка.

Поэтому в связи со сложившимися уникальными возможностями, когда, с одной стороны, есть объективно существующий спрос на электро-
энергию, а с другой стороны, мощности по производству энергетических установок, лучшей территории для реализации федерального проекта «Малая комплексная энергетика» подобрать было бы сложно.
Для этого в рамках областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Ярославской области на 2008–2012 гг. и перспективу до 2015 года» принята подпрограмма «Повышение энергоэффективности энергетического комплекса Ярославской области на базе развития когенерационной энергетики», основным мероприятием которой является строительство на существующих тепловых источниках объектов малой и средней когенерации суммарной мощностью 264 МВт.
В настоящее время идет активная работа по двум направлениям. Первое: освоение производства газопрошневых и газотурбинных установок на современном технологическом уровне; второе: внедрение этих установок в качестве объектов когенерации на территории муниципальных образований Ярославской области.

– Игорь Павлович, в связи с чем возникла необходимость организовать обсуждение тем энергоэффективности на столь высоком уровне – в рамках форума?


– В Ярославле тема энергетической эффективности и инновационных методов энергосбережения в таком масштабе будет обсуждаться впервые. До настоящего времени 4 года подряд вопросы энергоэффективности поднимались на международной научно-практической конференции «Энергообеспечение и энергосбережение – региональный аспект». В этом году возникла острая необходимость обмена опытом по выполнению требований Федерального закона РФ от 23 ноября 2009 года. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Узких рамок конференции уже недостаточно, чтобы продемонстрировать и поделиться накопившимся опытом, конкретными решениями, поэтому в этом году решили провести Ярославский энергетический форум, который включал в себя не только конференцию, но и серию «круглых столов» и выставку, на которой демонстрировались технические решения в области энергообеспечения и энергосбережения, реализуемые сегодня в России. Инициатива проведения форума получила поддержку председателя Правительства России В. В. Путина.

Беседовала Мария Порфирьева




ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Энергетика – надежность и эффективность
  • Укрощение тарифов





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    НОВОСТИ В TELEGRAM


    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта