Украина поехала на санкционном казахском тепловозе
История с закупками Украиной американо-казахских тепловозов крайне темна и так же крайне интересна.
23 июня 2018 года пресс-служба национальных железных дорог «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) под заголовком «Украинские железнодорожники заинтересованы в приобретении локомотивов казахстанского производства» сообщила о том, что делегация ПАО «Украинские железные дороги» (УЖД) ознакомилась с продукцией и производственными мощностями АО «Локомотив құрастыру зауыты», соучредителем которого является КТЖ.
«В рамках реализации первоначального этапа рамочного соглашения с компанией General Electric украинские железные дороги планируют к концу 2018 года получить партию тепловозов серии ТЭ33АС. Украинские коллеги заинтересовались нашим опытом в строительстве и эксплуатации дизельных локомотивов компании GE. Мы, со своей стороны, постарались рассказать о наших достижениях и принципах работы», — заявил вице-президент по операционной деятельности АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Марат Шакенов.
Как же так получилось, что, имея соглашение напрямую с General Electric, Украина заинтересована в получении тепловозов из Казахстана?
Ты помнишь, как всё начиналось?
16 января 2018 года во время визита Нурсултана Назарбаева в США было объявлено о том, что General Electric и «Қазақстан темір жолы» заключили «две новые стратегические инициативы, оцениваемые на сумму почти 900 млн долларов, которые будут поддерживать либо создадут 3,5 тысячи рабочих мест в США. General Electric Transportation разработает и произведёт до 300 сцепных локомотивов для КТЖ, поставка которых начнётся в 2019 году. GET также подписала 18-летнее соглашение о предоставлении услуг в целях обслуживания и поддержки 175 имеющихся у КТЖ пассажирских локомотивов General Electric Evo, начиная с 2018 года».
В Казахстане сразу стали обсуждать тему «Зачем нам на свои 900 млн долларов создавать рабочие места в США, у нас и свой незагруженный локомотивный завод есть?», но об этом расскажем ниже.
Через месяц с небольшим, 23 февраля 2018 года, официальный сайт «Украинских железных дорог» сообщил, что подписано рамочное соглашение между УЖД и General Electric по 15-летнему партнёрству по обновлению и модернизации подвижного тягового состава.
УЖД получит от GE крупнейшую во времена независимой Украины партию тепловозов — 225 единиц.
«В конце 2018-го и в течение первого квартала 2019 года планируется поставка 30 грузовых дизельных локомотивов GE TE33AC с уровнем локализации (досборки в Украине) 10 %. Их производство стартует в начале 2018 года в США, и первые поставки запланированы уже этой осенью».
Стоимость соглашения оценивается в 1 млрд долларов.
Сайт «Обозреватель» назвал соглашение «сделкой века».
Гройсман радостно воскликнул: «Мы входим в глобальный рынок GE!»
Порошенко скромно напомнил: «История началась с моего визита в США в июне 2017 года».
Полцарства за тепловоз
Однако не все разделяли радость руководства Украины. Особенно те, кто умел считать:
«Сравнение цены нынешнего контракта УЖД с GE с той, по которой американская компания заключала контракт с казахстанской КТЖ в 2006 году (650 млн долларов за 310 тепловозов), показывает, что нам эта сделка обходится значительно дороже. По тому контракту один тепловоз стоил 2,1 млн долларов По нашему — 4,6 млн», — заявляет MIND UA.
Бывший замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава также отмечает, что в результате этого контракта Украина переплатит 2 млн долларов на каждом локомотиве:
«General Electric продала Индийским железным дорогам 1000 тепловозов за 2,5 млрд долларов, то есть стоимость одного тепловоза составила 2,5 млн долларов. Для нас они выходят дороже, и не в условиях честной конкуренции».
Получается, что при планируемой поставке 225 локомотивов сумма переплаты составит 450 млн долларов.
Но переплата и распил украинскими чиновниками почти полумиллиарда долларов ещё не последняя проблема в этой «сделке века».
Люстрация казахских тепловозов
В 2016 году в рамках меморандума с GE для демонстрационных рейсов на Одесской железной дороге в Украину был поставлен тепловоз из Казахстана. Всё было очень хорошо, но вдруг выяснилось, что акционером казахстанского завода-производителя АО «Локомотив құрастыру зауыты» является российский «Трансмашхолдинг», находящийся под украинскими санкциями за владение Луганским тепловозостроительными заводом.
Поэтому в правительстве Украины заявили, что, на самом деле, тепловозы будут поставляться из Пенсильвании.
Портал LIGA.net утверждает, что Пётр Порошенко и Владимир Гройсман в октябре прошлого года геройски выставили исполнительному директору General Electric Transportation Джейми Миллеру политические требования: «Должно чётко и неукоснительно соблюдаться законодательство Украины относительно санкций. General Electric на эти условия согласилась. Они сказали, что локомотивы не будут производиться на заводе в Казахстане, а в США».
4 июня 2018 года Владимир Приходько, глава ПАО «Крюковский вагоностроительный завод», того самого, где будут локализовывать (производить 10%-ную досборку) американские локомотивы, заявил:
«Мы связаны документом о неразглашении коммерческой информации. Сейчас на заводе Эри в штате Пенсильвания (США) собирается первый тепловоз, в августе он прибудет в Одессу».
А 23 июня, напомню, сайт КТЖ сообщает, что «украинские железнодорожники заинтересованы в приобретении локомотивов казахстанского производства, и в рамках реализации первоначального этапа рамочного соглашения с компанией General Electric Company украинские железные дороги планируют к концу 2018 года получить партию тепловозов серии ТЭ33АС». Производимых казахским АО «Локомотив құрастыру зауыты».
Но вернёмся к вопросу, вставшему в самом Казахстане после январского визита Нурсултана Назарбаева в Вашингтон: «Зачем нам на свои 900 млн долларов создавать рабочие места в США, у нас и свой незагруженный локомотивный завод есть?».
На самом же деле Казахстаном с 2009 года и по декабрь 2017 года выпущено, то есть собрано из американских комплектующих 301 грузовой и 8 пассажирских тепловозов ТЭ33А и ТЭП33А с асинхронными тяговыми двигателями Evolution ES44ACi по лицензии General Electric Transportation.
Все эти годы «наборы для отвёрточного производства» покупались в США. И будут покупаться впредь.
Справедливости ради надо отметить, что доля казахстанского содержания в комплектующих увеличилась уже до 32 %.
А вот то, что местные власти не смогли всё это нормально объяснить своим гражданам, является проблемой самой казахстанской власти.
В то время как хитрый Дональд Трамп записал этот контракт себе в актив: это он «создал» для американцев 3,5 тысячи рабочих мест.
Подведём итог
В январе 2018 года Казахстан и General Electric Transportation подписали 18-летнее соглашение:
о производстве 300 локомотивов для КТЖ;
о предоставлении услуг в целях обслуживания и поддержки 175 имеющихся у КТЖ пассажирских локомотивов General Electric Evo.
Стоимость соглашения — 900 млн долларов.
В феврале 2018 года Украина и General Electric Transportation подписали 15-летнее соглашение:
о производстве 225 локомотивов для УЖД;
о модернизации 75 украинских тепловозов.
Стоимость соглашения — 1,0 млрд долларов.
Следует отметить, что в настоящее время «Локомотив құрастыру зауыты» обеспечил 80 % потребности АО «НК «ҚТЖ» в грузовых тепловозах.
Так что на Украину, скорее всего, пойдут не святые американские локомотивы, а «санкционные» казахские тепловозы.
И ничего страшного в этом нет.
В конце концов, перестала же Украина зависеть от российского газа, покупая его напрямую у Польши, Венгрии и Словакии.
А ведь все прекрасно понимают, что никаким реверсом «туда — обратно» там и не пахнет: Незалежная отбирает «европейский» газ ещё на своей территории.
А пока «кошерные» тепловозы «изготавливаются в Пенсильвании», украинская делегация приехала проконтролировать процесс их сборки в Астане.
ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:
Также смотрите:
-
Порошенко: Теперь у нас будут американские локомотивы
-
Новый российский локомотив усилит значение БАМа
-
«Свыше 20 новых тепловозов поступило в парк МЖД с начала 2017 года» Транспо ...
-
General Electric ведет переговоры о покупке Alstom за $13 млрд
-
Туркменбашинский комлекс НПЗ заключит контракт с GE
-
РЖД ожидают запуска в 2015г серийного производства тепловозов, работающих н ...
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.