» » «Ненужных уничтожат, нужных оденут в костюмы и поставят у власти»

13-10-2014, 14:40   Раздел: Новости, Политика   » «Ненужных уничтожат, нужных оденут в костюмы и поставят у власти» Комментариев: 0

«Ненужных уничтожат, нужных оденут в костюмы и поставят у власти»

«Ненужных уничтожат, нужных оденут в костюмы и поставят у власти»

«Ненужных уничтожат, нужных оденут в костюмы и поставят у власти»


Турецкие власти предоставили США доступ к своим авиабазам для осуществления вылетов с целью нанесения авиаударов по позициям боевиков группировки "Исламское государство", сообщают в понедельник западные СМИ. Вопрос непосредственного участия Турции в наземной операции на территории Сирии пока остается открытым. О том, в каком случае это произойдет рассказал тюрколог Владимир Аватков.
Какова сейчас позиция Турции в отношении Дамаска и ИГ? 

Вообще Турция во время арабской весны занимала достаточно сдержанную позицию, но в случае Асада бежала впереди паровоза, ибо надеялась, что сирийский режим падет также быстро, как и другие режимы. Поэтому с самого начала кризиса Турция выступала громче всех, уверяла, что режим Башара Асада неприемлем, он должен быть ликвидирован, а в Сирии должны пройти демократические выборы. Все шло к тому, что Турция введет войска, но по ряду причин (в том числе и из-за активной позиции России в Совете Безопасности) в последний момент Анкара отказалась от подобного сценария. Вместо этого в Сирии была развернута кампания по свержению режима изнутри за счет различных боевиков, среди которых оказалось огромное количество выходцев из Турции. Все эти боевики кочуют из одной группировки в другую, среди них много тех, кто создал ИГ. Интересно, что ИГ раньше называлась «Исламское государство Ирака и Шама». В турецком парламенте один из оппозиционных депутатов поинтересовался, почему в заголовке арабской террористической группировки находится турецкое название Дамаска? Ответа на этот вопрос он не получил. Но напомню, что в отношении этой группировки Турция еще ни разу не применяла слово «террористическая». Во время своего выступления на открытии недавней Генассамблеи ООН Эрдоган заявил, что эти люди - обиженные происходящим, разочарованные во всем из-за существования таких режимов, как сирийский, или же антидемократического переворота в Египте, совершенного против Мурси (когда пришедшие к власти демократическим путем исламисты были свергнуты военными). Подобные несправедливости, по словам Эрдогана , и порождали исламизм.


Турция долгое время не мешала этим боевикам,  под предлогом нахождения у боевиков турецких заложников не участвовала в борьбе против них, давая им возможность распространяться по всей Сирии. И сейчас, когда они захватили север этой страны , а заложники освобождены, турецкие войска подтянулись к границе Сирии.

А зачем Турции участвовать в операции?


Причин несколько. Прежде всего, Анкаре необходимо испытать новые вооружения, которого в Турции произведено очень много. Кроме того, турки хотят таким образом хотя бы частично решить курдский вопрос. Сейчас турецкие курды активно выступают за операцию против боевиков, и пытаются самостоятельно отправиться туда для защиты своих сородичей  в Сирии. Да, сирийские курды отличаются от турецких курдов - у них разные религии, разные диалекты, разные кланы, которые даже враждуют между собой. Однако внешняя угроза в лице ИГ может объединить их, чего Турция не хочет - ведь после совместной борьбы с ИГ они могут начать совместную борьбу против турок. Поэтому Анкара и пытается стать их «защитницей» и начать войну против ИГ на их стороне, даже в какой-то степени возглавить эту борьбу, чтобы тем самым заручиться симпатиями курдов. 


Также операция нужна и для укрепления позиций правящей элиты. Эрдоган хоть и победил на президентских выборах, но нажил себе много врагов, причем даже внутри своей собственной Партии справедливости и развития. Напомню, что ПСР состоит из различных группировок и кланов, которые в свое время были объединены единой целью - убрать военных из власти. И теперь, когда цель достигнута, в партии начались разброд и шатание. У группировок появились разные цели и взгляды, и парламентские выборы в следующем году могут стать серьезным испытанием для ПСР. Поэтому нужен внешний враг, против которого необходимо объединиться - и эта операция могла бы поспособствовать этому процессу.


Операция против боевиков?


Понятно, что если Турция решится на операцию, то в реальности она будет проходить не столько против боевиков, сколько против режима Башара Асада. И дело тут не в личных антипатиях к сирийскому президенту, а в трезвом расчете. Во-первых, имиджевый момент. В Турции очень сильно накалялось отношение к Асаду, и электорат умеренно-исламской консервативной ПСР попросту не поймет отказ от идеи его свержения, тем более когда турецкие войска уже в Сирии. Наконец, турки хотят привести к власти в Дамаске режим, который более лоялен Анкаре. Например,  режим Братьев-Мусульман в Каире турок полностью устраивал.


Наконец, Турции нужно налаживать отношения с Соединенными Штатами. В Вашингтоне считают, что Анкара ведет себя слишком нагло, без оглядки на Вашингтон. И сейчас Эрдоган пытается показать, что готов выполнять свои союзнические функции в виде свержения Асада. Свою роль тут играет и конфликт между Эрдоганом и Гюленом, проживающим в Штатах , - Анкаре необходимы теплые отношения с Вашингтоном, дабы Вашингтон не поддержал проповедника в борьбе против президента. 


Поэтому в случае вторжения сценарий, скорее всего, будет следующим. Турецкая армия теснит  исламистов, которые будут отступать к Дамаску, и через какое-то время получат возможность взять город. Далее Турция освободит столицу, ненужных исламистов ликвидирует, а нужных оденет в костюмчики и поставит у власти, приведя таким образом к власти удобный для нее умеренно-исламистский режим


Но как отнесется арабская улица, для завоевания симпатий которой Эрдоган приложил столько усилий, к вторжению Турции в арабскую страну? Не будет ли это воспринято как некий путь к военному восстановлению Османской империи, неким неоосманизмом?


Турецкий неоосманизм реализуется не столько в виде присоединения территорий, сколько как формирование лоббистских групп в соседних государствах, причем разными методами - военным, экономическим, идеологическим. В этом плане нельзя говорить о крахе политики «ноль проблем с соседями» после начала арабской весны и агрессивной турецкой внешней политике - скорее турки просто сменили метод, взяли курс на управление соседями, наведение у них устраивающего Турцию порядка.  Так что да, операция в Сирии будет проявлением неоосманизма, однако арабы этого особо не заметят, и их отношение к этому вторжению будет скорее позитивными. Ведь в  арабских странах, также как и в Турции, шла огромная пропаганда против режима Асада. СМИ настраивали арабское население на то, что Асад - это зло. И если другая страна (а тем более Турция с ее «умеренным» или даже «светским» режимом, привлекательным для арабов) окажет поддержку местной революции, то люди буду считать это скорее как освобождение арабской страны от гнета Асада, а не как вторжение османов в арабскую страну. Тем более что турки в Сирии задерживаться особо не собираются.


А как же позиция Ирана? Готова ли Турция пойти на конфликт с Исламской республикой, которая не приемлет вторжение турецких войск в Сирию?


Позиция Ирана для Турции важна, но не является однозначно сдерживающим фактором. Да, иранские войска тоже стянуты к границе, однако в Анкаре считают, что Тегеран вряд ли пойдет на военный конфликт в случае вторжения турецкой армии в Сирию. Скорее наоборот, иранцы, поняв, что Асад обречен, попытаются найти точки соприкосновения с Турцией и поспособствуют приходу к власти в Сирии такого умеренно-исламистского режима, который устроит обе страны. 


Тогда что может помешать Турции отдать добро на вторжение?


Отчасти осознание того, что их расчеты в отношении иранцев могут быть неверны, однако главная причина - позиция Москвы. У нас с Турцией за последние годы резко увеличился товарооборот (и вырастет еще больше в связи с санкциями против России), что привело к сближению и в вопросах безопасности, а также по кавказским делам. Сложившиеся хорошие личные отношения между Эрдоганом и Путиным позволяли обходить сложные моменты - не случайно, например, Анкара не присоединилась к хору западных лидеров, активно критикующих Москву за позицию на Украине.  И если сейчас Турция введет войска в Сирию и снова станет «правой рукой США» на Ближнем Востоке, то она резко испортит отношения с Москвой. И лет на 10 мы друг друга потеряем. Так что нынешний кризис - испытание для российско-турецких отношений, и пока непонятно, насколько успешно это испытание будет пройдено.






ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Премьер Австралии собрался "жестко поговорить" с Путиным
  • Гелетей продолжает пребывать в параллельной реальности





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    НОВОСТИ В TELEGRAM


    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта