6-05-2017, 11:41   Раздел: Статьи   » Съездил в Крым: Выношу своё резюме Комментариев: 0

Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Природа Крыма, по-прежнему, прекрасна. И она, по-прежнему, доставляет эстетическое наслаждение созерцателю. Но на эту тему я ещё обязательно напишу другие посты. Задачей же моего предприятия было не воспевание крымской природы, а анализ дел рук человеческих. Конкретно хотелось решить для себя, стоит ли сейчас задумываться о приобретении в Крыму недвижимости (квартиры или участка земли) для личного пользования, для семейного отдыха.


Что мне понравилось.

Особо бросилось в глаза полное отсутствие мусора. Его нет нигде — ни в городах, ни в посёлках, ни на обочинах трасс. Помню былые репортажи о стихийных свалках. Сейчас от них не осталось и следа. От слова совсем. Везде всё метут и убирают, по обочинам трасс полно дорожных служащих в оранжевых жилетах, то и дело приходилось обгонять самосвалы, вывозящие строительный и бытовой хлам в кузовах. Зелень на склонах ещё не везде и рельеф прекрасно просматривается — там тоже чистота. Это отрадно.

Дороги. Асфальтовое покрытие основных трасс в отличном состоянии. Видно, что оно новое, не везде даже ещё нанесена разметка. Трасса по маршруту Симферополь – Алушта – Ялта – Севастополь обновлена процентов на 90. Кое-где ещё ведутся работы. Прямая трасса Симферополь – Севастополь (по равнинной части) также почти полностью реконструирована. От Симферополя до Феодосии — та же картина. Дальше – от Феодосии до Керчи – я не доехал, поэтому не буду комментировать то, чего не видел своими глазами. Но логически могу предположить, что и она вся переложена (захватил небольшой отрезок по дороге на Сиваш). Везде стоят указатели на коричневом фоне (не дорожные знаки), хорошо помогающие ориентироваться в расположении достопримечательностей, памятников, отелей, баз отдыха, кемпингов и пр.


Что мне НЕ понравилось.

Начну с краткого пояснения…

Как профессиональный архитектор и сын градостроителя я вижу ряд глобальных проблем в Крыму, как территории, претендующей на звание современного курорта мирового уровня. И эти проблемы заскорузлые, лежащие корнями ещё во временах СССР. Их решение сегодня потребует несколько бОльших усилий, чем вливание денежных средств в регион. Сразу оговорюсь — речь пойдёт именно о ЮБК. В советские времена это была курортная зона общесоюзного значения номер один. И её стартовые позиции (природный курортный потенциал) как тогда, так и сейчас стоят на порядок выше той же Прибалтики или Краснодарского края. Грузия с Абхазией могут конкурировать с Крымом в данном показателе. Но Грузия с Абхазией, как и курорты Азербайджана, это не Россия и даже давно уже не СССР, после распада которого у России фактически осталась только одна курортная приморская территория — черноморское побережье Краснодарского края. Из более-менее приличных курортных городов там был только Сочи. Анапа являла собой дешёвый пионерский курорт в степи, правда с обширными песчаными пляжами. Но её потенциальным уровнем были бабушки с внуками в сентябре месяце. За четверть века в этот регион были влиты колоссальные средства в рамках Федеральной программы развития курортов, и сегодня он легко переплюнет нынешний Крым по, скажем так, глобальной отметке курортно-рекреационного уровня (инфраструктуре, сервису, гостиничным мощностям и т. д.). Однако по оценке именно природного потенциала он по-прежнему проигрывает Крыму. И всегда будет проигрывать.


Но вернёмся собственно в Крым.

Первая и, пожалуй, самая масштабная проблема ЮБК — это катастрофически низкий пляжный потенциал. Природных пляжей относительно длины береговой линии крайне мало, а те, что есть, небольшие и узкие. Загорать на бетонных плитах, спотыкаясь о торчащие арматурные уши, как мы уже говорили, в XXI веке стало не комильфо. Если данную проблему не решать масштабно на современном уровне, то ни о каком значительном прорыве в будущем повышении курортного потенциала Крыма речи не идёт. А это дело сложное и дорогостоящее, связанное со значительными гидротехническими работами по укреплению дна от размывания насыпного материала и реконструкцией существующих береговых укрепсооружений, а также строительством новых.

Вторая, на мой взгляд, по важности проблема — «фасады» курортных городов и посёлков. «Фасад города» — это его визитная карточка, а для курортных мест и территорий в целом эстетическое впечатление, производимое на туриста (тем более современного туриста, избалованного Европами!), играет колоссальную роль. Практически все прибрежные города Крыма имеют более-менее сносные морские фасады. Хотя и здесь не идёт речь об абсолюте, всякого рода архитектурных уродств достаточно. Но много ли туристов прибывают в Крым морем? Таких практически нет. Прилететь в ту же Ялту нельзя. Въехать на поезде тоже. В неё можно попасть только спустившись с объездной дороги на автобусе или автомобиле. И вот здесь начинается лютый трэш. Чтобы добраться до знаменитой набережной с пальмами и лубочными домиками в ряд, вам придётся продираться сквозь кварталы обшарпанных многоэтажек и бетонных недостроев. А по пути вас будут сопровождать высоковольтные вышки с вязанками проводов и магистральные трубы, проложенные открытым способом. Заезд в Севастополь со стороны Симферополя (через Инкерман) вообще пролегает через постиндустриальный ландшафт из заброшенных железнодорожных путей и ржавых ангаров, тянущихся за горизонт. Родной город Айвазовского – Феодосия – по пути из Симферополя встретит вас унылыми кварталами ветхих пятиэтажек, завешенных сохнущим бельём. В Балаклаве, Судаке, Коктебеле и др. та же картина. Более-менее прилично на подъезде выглядят Гурзуф и, как ни странно, довольно крупный город — Алушта. Решение данной проблемы в условиях сложившихся застройки и инфраструктурной сети также являет собой крайне непростое и объёмное предприятие, требующее от государства подхода на уровне не ниже Федеральной программы. Но этот вопрос потенциально решаем и, скажем, в районе Артека необходимые мероприятия уже претворяются в жизнь.

Ну и третья из ключевых проблем, остро стоящая в Крыму — это устойчивый хаос сложившейся застройки внутри старинных курортных мест и достопримечательностей, а также в районах и без того скудных пляжей. Кратко проблему можно охарактеризовать одним словом — «Шанхай». Проиллюстрирую сказанное на одном примере — Ласточкино гнездо. Всем хорошо известный по многочисленным открыточным изображениям памятник архитектуры — маленький романтический замок, висящий над скалой.


Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Съездил в Крым: Выношу своё резюме

Это курортная зона. Предполагается, что в этом месте люди должны отдыхать и поправлять здоровье… Картина напоминает всем знакомую ситуацию, когда приземляется самолёт и все пассажиры вскакивают, заполняя проходы, чтобы скорее вытащить свою сумку из багажного отсека, прижать её к груди и начать напирать на тех, кто ближе к выходу. Стюарды орут: «Сядьте! Самолёт ещё в движении». Но всем пофиг. Здесь так же: каждый отгородился от соседа забором, застолбив как можно больший клочок, и сам же пытается через чужие заборы пробиться к морю. Естественно, ни о какой эстетической целостности этого ажиотажа даже близко речи не идёт. Всяк сам себе архитектор и строитель в силу собственного вкуса и финансовых возможностей. В других местах — та же ситуация: прекрасный Воронцовский дворец с шикарным террасным парком обложен эстетическим мусором алупкинского частного сектора, тропа в великолепный Массандровский дворец пролегает через обшарпанные задворки окраин Ялты и т. д. и т. п.

Решить эту проблему, как в Москве, бульдозерами за одну ночь не получится — там ведь не только торговые точки в аренде. Там и жилые дома, и санатории и частные гостиницы…Хотя реальный рецепт может быть лишь один — выкуп втридорога и тотальный снос. А это, как вы понимаете, крайне непросто в связи со множеством факторов.


* * *

В целом, как ни прискорбно мне было признаться самому себе, но по вопросу о целесообразности приобретения в Крыму недвижимости для семьи пока я выношу отрицательный вердикт. Стоит ещё какое-то время понаблюдать динамику будущих изменений положения дел. Фактически я уверен, что рано или поздно эстетический уровень курортно-рекреационного хозяйства Крыма существенно поднимется и превзойдёт уровень большинства российских курортов. Но скорость процесса будет очень сильно зависеть от воли и правильной оценки приоритетов в этом вопросе руководством страны. Лично я испытал кайф от поездки. Но именно от поездки — от путешествия, от нахлынувших воспоминаний и новых впечатлений… Не от отдыха. И я однозначно решил, что с детьми я в Крым пока точно не поеду. Кому-то мои рассуждения могут показаться предвзятыми, а предъявляемые требования чрезмерно завышенными, но на то мы и люди, чтобы у каждого было своё мнение. Одно могу сказать определённо: Крым наш! И теперь от нас зависит, каким ему быть в будущем.


P.S.

Если резюмировать художественной аллегорией, то: Как современный курорт Крым похож на некогда роскошный и дорогой старинный комод, который нынче нуждается в глубочайшей реставрации, начиная с замены полок, ящиков и всей фурнитуры, заканчивая полной перекраской фасадов.





ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:





Также смотрите: 
  • Средства защиты саперов, испытанные в Сирии, поступят в войска в этом году - Военный Обозреватель
  • Польша намерена отнять у Прибалтики белорусский транзит





  • Другие статьи и новости по теме:

    Вам понравился материал? Поблагодарить легко!
    Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

    Обнаружили ошибку или мёртвую ссылку?
    Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
    В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.
      Оставлено комментариев: 0
    Распечатать
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.






    НОВОСТИ В TELEGRAM


    Наши партнёры
    Мы Вконтакте
    Популярные новости за неделю
    Спонсоры проекта