Тихое возвращение «несчастного» БТРа
Последние несколько дней оборонный комплекс России, казалось, был полностью поглощен проходящей в Астане одной из крупнейших выставок вооружения на территории СНГ — KADEX-2016. И так уж сложилось, что сразу несколько новостей, поставщиком которых стали выставочные встречи и пресс-подходы, оказались не просто знаковыми для сегодняшней «оборонки», но и напрямую связанными с Поволжьем. И новости, мягко говоря, внушительные.
Выяснилось, что к отправке в российские войска готова бесшумная боевая машина с гибридной энергоустановкой. «Тема уже отработана, в ближайшее время мы подписываем последний акт с Минобороны… Это уникальный образец, который уже стоит в Нижнем Новгороде и ждет своего часа», — заявил ТАСС гендиректор «Военно-промышленной компании» Александр Красовицкий. Плюс, похоже, наметилась «точка приближения» — и неплохая — по крайне имиджевому проекту «Бумеранг».
Судьба «переростка»
На самом деле, об успешном завершении испытаний бесшумного бронетранспортера с гибридной энергоустановкой, созданного на базе БТР-90, заявлялось еще в июле 2013 года. По словам пресс-секретаря «ВПК» Сергея Суворова, «на аэродроме в Кубинке 22-тонный макетный образец разогнался до скорости 80 километров в час за 33 секунды. Максимальная скорость составила 97 километров в час, а запас хода по топливу при движении со скоростью 40 километров в час составил 940 километров, что почти в полтора раза больше, чем у прототипа при равном объеме топливных баков». Он назвал тогда новый БТР практически готовой дистанционно управляемой платформой. Правда, на тот момент способной передвигаться лишь на ограниченные расстояния. «Но при применении новых типов накопителей энергии это расстояние можно увеличить в десятки раз», — заявлял пресс-секретарь «Военно-промышленной компании» три года назад…
По факту, о БТР-80 «Росток» впервые узнали в 1994 году. Разработчиком его стал «отец» правительственных «Чаек», «Волг» и заполонивших страну «Газелей» — легендарный «Горьковский автомобильный завод. А позиционировалось это его детище изначально не просто как глубокая модернизация основного армейского, но еще советского бронетранспортера БТР-80, а принципиально новая машина. Основное, что отличало ее от «восьмидесятого» — значительное (по некоторым оценкам, в три раза) усиление брони и противоминной защиты. Даже форма днища (V-образная) машины в этом плане выгодно отличалась от традиционной плоской формы. Кроме того, вооружение на БТР-90 было стабилизировано — едва ли не впервые! — сразу в двух плоскостях, что позволяло вести огонь, двигаясь по пересеченной местности, а сама машина получила уникальную для «колесников» возможность разворачиваться на месте (буквально, «на пяточке») за счет вращения колос разных бортов в противоположные стороны. Да и в целом, БТР-90 получился хоть и тяжелее (22 тонны против 13,6) и длиннее (8200 мм против 7650) «восьмидесятого», но и заметно маневреннее. Плюс — увеличенная огневая мощь.
В 2004 году испытания «Ростка» были завершены. Серийное производство решили развернуть на машиностроительном заводе в Арзамасе, что вполне логично — практически все российские бронетранспортеры выпускались и выпускаются именно на АМЗ. А еще спустя несколько лет, в 2008 году БТР-90 «Росток» стал, по сути, первым отечественным колесным БТР-ом, принятом на вооружение в постсоветскую российскую армию. Активно начали появляться различные его модификации, отличающиеся главным образом «пакетами» вооружения — так, например, снабженный автоматизированной системой управления огнем и тепловизором комплекс «Бережок», по словам разработчиков, вполне позволял использовать «девяностый» на уровне спецсредств для решения дополнительных зенитных или противотанковых задач. Да и вообще, это был уже не совсем тот БТР-90, который многие увидели в 1994 году. За глаза эту машину даже стали называть «переРостком» — и не только из-за затянувшегося «серийного рождения» (с 1994 до, казалось бы, уже точно, 2011 года!). По своей «начинке» это была, возможно, еще и не боевая машина пехоты, но уже точно не привычный армейский БТР. Однако серийного производства эта многообещающая машина тогда так и не дождалась…
Не под той звездой
В 2011 году Минобороны РФ вдруг передумало включать БТР-90 в программу госпрограммы вооружения до 2020 года и отказалось от его закупок. «Так получилось, что в министерстве обороны сменилось очередное руководство, отвечающее за вооружение и военную технику, которое посчитало, что разработанный нами БТР-90 армии не нужен», — пояснял «Интерфаксу» гендиректор «Военно-промышленной компании» Дмитрий Галкин на Международной выставке «Интерполитех-2011», подчеркивая, что произошедшее автоматически означает и отмену предполагавшегося экспорта БТР-90. Согласно официальной (вернее, просто наиболее часто упоминаемой) версии, чиновники оборонного ведомства с одной стороны, устали от того, что им предлагают, как им кажется, устаревшие машины с неким «апгрейдом». Напомним, совсем незадолго до этого как раз прозвучало известное публичное заявление главнокомандующего сухопутными войсками генерал-полковника Александра Постникова: «Те образцы оружия, которые производит промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая». Главная же претензия, предъявленная конкретно к БТР-80, сводилась к отсутствию у бронетранспортера люка для выхода десанта на корму. То есть, «болезни» всех его предшественников. Десантные люки специально переносились на борта ради плавучести бронетранспортеров, но в итоге это привело к тому, что высаживающийся «с боков» десант оказывался слишком уж легкой добычей для противника…
Кроме того, как отмечали журналисты РИА «Новости», «переход от дивизионно-полковой структуры к бригадам постоянной готовности на батальонах укрупненного штата был дополнен новой концепцией технического оснащения. В бригадных структурах признано целесообразным максимально унифицировать все боевые, транспортные и специальные машины на едином шасси». То есть все активнее речь шла о необходимости так называемых универсальных платформ. Да и в самой «Военно-промышленной компании» признавались, что «вооруженные» опытом разработки БТР-90 они уже начали работать над созданием новой колесной бронированной машины для оборонного ведомства. И как показало время, имелась в виду будущей разработке того, что позже назовут унифицированной боевой платформой шифра «Бумеранг».
Удастся ли «Бумеру» доплыть
«Бумер», как прозовут этот «Бумеранг» в определенных кругах, смело можно отнести к таким «брендам», которые вроде бы, и окутаны неким ореолом секретности и таинственности, вместе с тем уже широко разрекламированы. Известно, что впервые эта платформа, которую серийно планирует выпускать все тот же Арзамасмашзавод, была показана на закрытом показе во время «Russia Arms EXPO» три года назад. Открытый же показ состоялся лишь в прошлом году, на репетиции Парада Победы. Зрители увидели ее тогда в формате боевой машины пехоты с дистанционно управляемым боевым модулем «Эпоха», но в будущем панируется создать на ее основе еще и бронетранспортер на замену БТР-80 и БТР -82 (что не смог как раз сделать БТР-90), колесный танк с «необитаемой» башней и 125-мм пушкой и т. д. — на то она, впрочем, и универсальная платформа.
Уже заявлено, что отличается «Бумеранг» качественно новым уровнем защищенности — предположительно, это круговая защита от выпущенного с дистанции в 500 метров 30-мм бронебойного снаряда с вольфрамовым наконечником. Причем, по легенде, на «Бумере» впервые в легкой бронетехнике была применена так называемая «танковая» броня — многослойная, с использованием керамики. К очевидной наследственности от БТР-90 «бонусом» вроде как идет и просторный десантный отсек, выведение двигателя вперед корпуса и, как следствие, обеспечение долгожданной возможности десантирования с задней кормы, а не боков. С высокой долей вероятности можно утверждать, что вес «Бумеранга» — примерно 20−25 тонн, скорость — 100 километров в час по шоссейной дороге
О начале испытаний бронетранспортера «Бумеранг» СМИ сообщили в феврале 2016 года — напомним, тот же «девяностый», о котором мы говорили выше, шел к этому этапу гораздо дольше. А уже в июне на выставке KADEX-2016 в Астане гендиректор «Военно-промышленной компании» Александр Красовицкий заявил: «Бумеранг» уже в этом году завершает предварительные испытания и выходит на государственные и сейчас главная задача, научить «Бумеранг» плавать. «Мы сегодня имеем технические решения по использованию новых видов стали. Мы облегчаем вес, и перед нами стоит задача сделать так, чтобы машина поплыла. Сейчас она достаточно большая по массе, но мы считаем, что у нас все получится», — добавил он, сразу после не менее яркого своего заявления по поводу полной готовности к отправке в войска «тотально несчастливого» БТР-90 в новой его инкарнации — с гибридной электроустановкой, электротрансмиссией и молекулярными накопителями энергии, позволяющими бронетранспортеру некоторое время передвигаться практически бесшумно… И как-то совсем не хочется верить, что все это не более чем обычное мало к чему обязывающее красноречие, свойственное международным мероприятиям подобного масштаба.
ПОДПИШИСЬ СЕЙЧАС НА Telegram Россия и Украина Новости: Спецоперация Z и будь в курсе новостей!
Оцени новость:
Также смотрите:
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации ресурса.